Устойчивого развития концепция

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЯ — система взглядов, стремящаяся дать научный обоснованный ответ на два главных вызова времени планетарного значения. Во-первых, на лавинообразно возрастающее, в том числе и по своей опасности, воздействие производственной, бытовой, военно-технической, репродуктивной и другой деятельности людей на биосферу Земли и околоземное космическое пространство; во-вторых, на обострение социальных противоречий, в особенности между развитыми странами, транснациональными корпорациями, с одной стороны, и основной массой населения планеты, проживающей в слаборазвитых странах и регионах планеты, — с другой.

Непосредственно под устойчивым развитием (sustainable development) обычно понимается самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Социальной сущностью сложившейся кризисной ситуации является глобальный, грозящий взрывом диспаритет во владении и распоряжении созданными современной цивилизацией колоссальными материальными и духовными ресурсами. Экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство в глобальном масштабе имеет много измерений: между промышленно развитыми и развивающимися странами, иначе говоря, между Севером и Югом, Западом и Востоком, между белой, черной, желтой расами; между классами, социальными группами и слоями в каждом из обществ (государств), входящих в мировое сообщество; между общинами, исповедующими различные религии; между интересами ныне живущего и будущих поколений землян. Философские предпосылки устойчивого развития концепции сложились в конце 19 века, когда представления обыденного мышления и позитивистской философии о «растущем господстве человека над природой» были теоретически преодолены при переходе от созерцательного материализма к материализму диалектическому, выдвинувшему на первый план роль деятельности человека, практики в освоении и познании мира. Важнейшими этапами становления устойчивого развития концепции в 20 веке является учение В.И. Вернадского о ноосфере (20—30-е годы) и доклады Римского клуба (70—80-е годы). Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он, по существу, ввел в анализ связей системы «человек—природа» новое критериальное измерение: «человечество как единое целое» и перевел социальный анализ в глобальную плоскость. Деятельностный подход у Вернадского выразился в формуле: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли».

Возникновение Римского клуба и появление его сенсационных докладов было связано с созданием новой глобальной угрозы — ядерного оружия. Тревога научного сообщества по поводу появившейся впервые в истории реальной возможности самоуничтожения человечества нашла выражение в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных ученых, который был опубликован в 1955 году. Манифест инициировал создание в 1957 году Международного Пагуошского движения ученых. Это был первый удачный опыт сотрудничества ученых в идеологически конфронтационном мире.

На втором этапе разработки устойчивого развития концепции под влиянием докладов Римского клуба в США, СССР, Японии, Великобритании, ФРГ, ЧССР, странах Латинйской Америки были осуществлены работы по глобальному моделированию. Исследования, проведенные Римским клубом, подготовили почву для организации обсуждения проблем глобального развития на межгосударственной основе в рамках ООН. Серьезная обеспокоенность состоянием окружающей чел. природной среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося неконтролируемого роста населения в «третьем мире» прозвучала на Стокгольмской конференции ООН 1972 года, которая создала специальную структуру — Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — для дальнейшей проработки обозначившихся проблем. Однако с течением времени становилось все более очевидным, что в рамках используемой модели индустриального развития защита природной среды носит характер борьбы со следствиями, а не с причинами, их порождающими. Все отчетливее осознавалась необходимость кардинального пересмотра самой парадигмы соц. развития человечества.

В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», ставший известным как доклад Г. Брундтланд. Именно с этого момента в СМИ начал употребляться термин «sustainable development», под которым стали понимать такую модель развития, когда достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений. Такая интерпретация понятия «устойчивое развитие» устраивала большинство участников научной и политической дискуссий и дала возможность определить границы и направленность проблематики, не заводя с самого нач. обмен мнениями в тупик.

В июне 1992 года прошла конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, которая приняла ряд важнейших документов. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию определила 27 принципов прав и обязанностей стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей, а повестка дня на 21 век стала программой того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. Большинство участников конференции также подписали Заявление о принципах защиты и устойчивого развития всех видов лесов, Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии. Повестка дня на 21 век призвала правительства всех стран принять нац. стратегии устойчивого развития. Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге, прошедшая в сентябре 2002 года, была посвящена вопросу осуществления ранее принятых решений, а также поставила некоторые новые важные цели, такие, как сокращение вдвое к 2015 году доли населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам, сведение к минимуму в 2020 году вреда, причиненного использованием химических веществ, сохранение и восстановление рыбных ресурсов к 2015, году обеспечение существенного снижения темпов утраты биологического разнообразия к 2010 года.

B.K. Левашов

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 540-542.

Литература:

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20; Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1977; Он же. Философия мысли натуралиста. М., 1988; Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992): Информационный обзор. Новосибирск, 1993; Он же. На пороге 21 в.: Ст. и выступления по проблемам устойчивого развития. Новосибирск, 1995; Горшков В.Г. Физические и биол. основы устойчивости жизни. М., 1995; Кондратьев К.Я. и др. Экология—экономика—политика. СПб., 1996; Коптюг В.А. и др. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: Проблемы формирования нац. стратегии. М., 1997; Моисеев Н.Н. Взаимодействие природы и общества — глобальные проблемы // Вестник РАН. 1998. Т. 68. № 2; Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии: В 3 т. М., 2005; Meadows D. et al. Beyong the Limits. L., 1985; A Sustainable World. Defining and Measuring Sustainable Development / Ed. by 77г. Trzyna. Sacramento and Claremont, 1995; Clayton A., Radcliffe N. Sustainability. A System Approach. L., 1996; Taking Nature into Account: A Report to the Club of Rome / Ed. by W. Van Dieren. N.Y., 1995.