Павликиане во второй половине IX в.

Рост крупной феодальной собственности и продолжавшийся в IX в. процесс закрепощения крестьянства обострили борьбу между крупными феодальными землевладельцами, так называемыми динатами («сильными»), и разорённым крестьянством, получившим в византийских памятниках того времени название пенетов («убогих»). В 821 г. в Малой Азии вспыхнуло широкое народное движение, известное под названием восстания Фомы Славянина, военного командира одной из мало-азийских фем, вставшего во главе восстания. Активное участие в этом восстании приняли славяне, армяне и лазы, а также другие племена и народности.

Под знамена восставших стекались крестьяне, боровшиеся против закрепощения, стратиоты, притесняемые военной знатью, городская беднота и рабы, бежавшие из поместий малоазийских феодалов. Социальный характер движения проявился особенно ярко в том, что религиозная борьба отошла в нём на задний план. Хотя движение и проходило под лозунгами восстановления иконопочитания, оно было поддержано и павликианами и последователями иных еретических учений.

Однако к восстанию примкнули и такие элементы, которые пытались использовать его в своих корыстных интересах, например часть монашества. Сам Фома преследовал честолюбивые цели захвата верховной власти. Под его командованием собралась большая и хорошо вооружённая армия, на сторону Фомы перешёл флот малоазийских фем. С помощью арабов, которые в свою очередь хотели опереться на его войска в своей борьбе с византийским правительством, Фома добился провозглашения его императором и был коронован в Антиохии, находившейся в то время под властью Арабского халифата. Под давлением народных масс Фома должен был пойти на проведение некоторых реформ. Он отменил установленные законом сборы и щедро раздавал деньги народу.

Армия восставших росла с каждым днём. Наконец, они решили захватить Константинополь и свергнуть правительство. Они переправились во Фракию и Македонию и встретили там активную помощь со стороны славянского населения. Осада столицы империи длилась в течение года. Положение правительства императора Михаила II (820—829) было критическим. Однако, пустив в ход подкуп более зажиточных элементов, примкнувших к армии Фомы, а также использовав для подавления восстания армию болгарского царя Омортага и помощь болгарской знати, Михаилу II удалось разбить восставших. В 823 г. Фома был взят в плен и казнён. Отдельные отряды восставших держались в захваченных ими крепостях вплоть до 825 г. Но стихийный характер движения и разнородность классового состава восставших предопределили его поражение.

Народное движение испугало господствующий класс и заставило его ускорить ликвидацию раскола в своих рядах, вызванного иконоборчеством. В 843 г. при императрице Феодоре было восстановлено иконопочитание, причём большая часть конфискованных церковномонастырских земель осталась в руках военно-служилой знати. Правительство, пытавшееся ранее использовать движение павликиан в своих целях, теперь обрушилось на них с репрессиями.

На жестокие гонения со стороны правительства павликиане ответили вооружённым восстанием. Его центром стала крепость Тефрика в Малой Азии. Павликиане организовали большую армию, в которой царила суровая дисциплина. Она не раз наносила поражение византийским войскам. Большой организаторский талант и личное мужество в этой борьбе проявил вождь восставших воин Хрисохир. Лишь с большим трудом императору Василию I Македонянину (867—886) удалось разбить павликиан. В 872 г. пала Тефрика, а Хрисохир был убит. Однако правительство не смогло окончательно подавить павликианское движение, которое ещё долго имело своих последователей в Малой Азии, а в Х в. получило широкое распространение в балканских областях империи, куда были выселены павликиане.

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 217-218.