Военный коммунизм (СИЭ, 1963)

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ - название экономической политики Советского государства в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции в СССР 1918-1920 годов. Политика военного коммунизма была продиктована исключительно трудностями, созданными гражданской войной, хозяйственной разрухой; явилась ответом на военное сопротивление капиталистических элементов социалистическим преобразованиям экономики страны. «"Военный коммунизм", - писал В. И. Ленин, - был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой» (Соч., т. 32, с. 321). Основные черты военного коммунизма: штурмовой метод преодоления капиталистических элементов и почти полное их вытеснение в экономике города; продразверстка как основное средство обеспечения армии, рабочих и городского населения продовольствием; прямой продуктообмен между городом и деревней; закрытие торговли и замена ее организованным государственным распределением основных продуктовых и промышленных продуктов по классовому признаку *; натурализация хозяйственных отношений; всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации как формы привлечения к труду, уравнительность в системе оплаты труда; максимальная централизация руководства.

Наиболее трудной хозяйственной проблемой в то время был продовольственный вопрос. Декретами ВЦИК от 9 и 27 мая в стране была установлена продовольственная диктатура, предоставившая Наркомпроду чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством, укрывавшим хлебные запасы и спекулировавшим ими. Эти мероприятия усилили поступление хлеба, но не могли решить задачу обеспечения им Красной Армии и рабочего класса. Введенный 5 августа 1918 года обязательный товарообмен в хлебных сельских местностях также не дал заметных результатов. 30 октября 1918 года был издан декрет «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов», который всей своей тяжестью должен был лечь на кулацкие и зажиточные элементы деревни. Но и натуральный налог не решил задачи. Крайне тяжелое продовольственное положение страны вынудило Советское государство ввести 11 января 1919 года продразверстку. Торговля хлебом и важнейшими видами продовольствия была запрещена. Введение продразверстки было, несомненно, трудным, чрезвычайным, но жизненно необходимым делом. Чтобы обеспечить выполнение разверстки, в деревню были отправлены продотряды из рабочих. В области промышленности политика военного коммунизма выражалась в национализации (кроме национализированных летом 1918 года крупных фабрик и заводов) средних и мелких предприятий. Постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 года были объявлены национализированными все промышленные предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе или 10 - без механического двигателя.

Советское государство осуществило строжайшую централизацию управления промышленностью. К выполнению государственных заказов были привлечены в обязательном порядке кустарно-ремесленные и сохранившиеся в незначительном количестве частнокапиталистические предприятия. Государство взяло в свои руки и дело распределения промышленных и продовольственных товаров. Это диктовалось также задачей подрыва экономических позиций буржуазии и в области распределения. Декретом СНК от 21 ноября 1918 года предусматривалось: в целях замены частноторгового аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из советских и кооперативных распределительных пунктов возложить на Наркомпрод и его органы все дело заготовки и распределения промышленных и продовольственных товаров. Потребительская кооперация была привлечена в качестве вспомогательного органа Наркомпрода. Членство в кооперации было объявлено обязательным для всего населения. Декрет предусматривал реквизицию и конфискацию частных оптовых торговых складов, национализацию торговых фирм, муниципализацию частной розничной торговли.

Торговля основными продовольственными и промышленными товарами была запрещена. Государство осуществляло организованное распределение продуктов среди населения по карточной системе по классовому признаку: рабочие получали больше др. категорий населения, нетрудящиеся элементы снабжались лишь при условии выполнения ими трудовой повинности. Осуществлялся принцип: «кто не работает, тот не ест». В тарифной политике господствовала уравниловка. Разница в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда была весьма незначительной. Это объяснялось острым недостатком продовольствия и промышленных товаров, что вынуждало давать трудящимся крайний минимум, необходимый для поддержания их жизни. Это было, как указывал В. И. Ленин, вполне оправданным стремлением «... снабдить всех возможно более поровну, прокормить, поддержать, пока невозможно было взяться за восстановление производства» (Ленинский сборник, XX, 1932, с. 103).

Заработная плата принимала все более натуральный характер: рабочим и служащим выдавался продовольственный паек, государство предоставляло бесплатно квартиры, коммунальные услуги, транспорт и т. д. Шел непрерывный процесс натурализации хозяйственных отношений. Деньги почти в полной мере обесценились. Городская буржуазия и кулачество были обложены единовременным чрезвычайным революционным налогом в размере 10 миллиардов рублей на нужды Красной Армии (декрет ВЦИК от 30 октября 1918 года). Буржуазия была привлечена к обязательному труду (декрет СНК от 5 октября 1918 года). Эти мероприятия означали, что в области замены буржуазных производственных отношений социалистическими Советское государство перешло к тактике решительного штурма капиталистических элементов, «... к неизмеримо большей ломке старых отношений, чем мы предполагали» (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 67). Интервенция и гражданская война вынудили к непрерывному увеличению численности Красной Армии, которая к концу войны достигла 5,5 миллионов человек. Все большее число рабочих уходило на фронт. В связи с этим промышленность и транспорт испытывали острый недостаток рабочей силы. Советское правительство вынуждено было ввести всеобщую трудовую повинность; на военном положении с оставлением на работе были объявлены железнодорожники, работники речного и морского флота, топливной промышленности, проводились трудовые мобилизации рабочих и специалистов различных отраслей промышленности и транспорта и т. д.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что политика военного коммунизма была вынужденной. Она была призвана решить важнейшие военные и политические задачи: обеспечить победу в гражданской войне, сохранить и упрочить диктатуру пролетариата, сохранить рабочий класс от вымирания. Поставленные задачи политика военного коммунизма решила. В этом ее историческое значение. Однако по мере того как развивалась эта политика и обнаруживались ее положительные результаты, стало складываться представление, что с помощью этой политики можно осуществить ускоренный переход к коммунистическому производству и распределению. «...Мы сделали ту ошибку, - говорил В. И. Ленин в октябре 1921 года, - что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, - и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение» ** (там же, с. 40). Это нашло свое выражение в том, что политика военного коммунизма продолжалась и даже усиливалась некоторое время после окончания гражданской войны: постановление о национализации всей промышленности было принято 29 ноября 1920 года, когда уже окончилась гражданская война; 4 декабря 1920 года был принят декрет СНК о бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов, 17 декабря - о бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления, 23 декабря - об отмене платы за всякого вида топливо, предоставляемое рабочим и служащим, 27 января 1921 года - об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих, за пользование водопроводом, канализацией, газом, электричеством с рабочих и служащих, инвалидов труда и войны и лиц, находящихся на их иждивении, и т. д. 8-й Всероссийский съезд Советов (22-29 декабря 1920 года) в своих решениях по сельскому хозяйству исходил из сохранения продразверстки и усиления государственного принудительного начала в деле восстановления крестьянских хозяйств и т. д. «Мы рассчитывали, - писал В. И. Ленин, - или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета - непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку» (там же, с. 35-36). ***

Военный коммунизм в условиях гражданской войны был необходим и себя оправдал. Но после окончания войны, когда на первый план выдвинулась задача мирного хоз. строительства, выявилась несостоятельность политики военного коммунизма как метода социалистического строительства, обнаружилась неприемлемость этой политики в новых условиях для крестьянства и рабочего класса. Эта политика не обеспечивала экономического союза между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Поэтому X съезд РКП (б) по инициативе В. И. Ленина принял 15 марта 1921 года решение о замене продразверстки натуральным налогом, что положило конец политике военному коммунизму и знаменовало собой начало перехода к новой экономической политике (НЭПу).

И. Б. Берхин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Примечания «ПК»

* «- …распределение по классовому признаку…» - О том, как дела с распределением продуктов в городах обстояли на самом деле, читайте рассказ А.Т. Аверченко «Человек, который убил».

** На самом деле военный коммунизм, во-первых, изначально виделся вождями большевиков Лениным и Троцким как долговременная форма управления страной в целях обеспечения воюющей армии вплоть до завершения перманентной революции во всех развитых странах мира (существования денег при грядущем социализме Ленин вообще не предполагал); во-вторых, реальный военный коммунизм не был ни коммунизмом, ни социализмом, а оставался мобилизационной моделью общества, обеспечивающей военные действия, то по сути не был социализмом, равно как и последовавшая позже коллективизация, индустриализация, культурная революция и чистки партии и аппарата управления – все это были меры по созданию мобилизационной системы для грядущей войны.

*** Автор статьи «забыл» хотя бы упомянуть, что отмена военного коммунизма и осознание совершенных большевиками «ошибок» при его продолжении уже после окончания гражданской войны пришли вовсе не по собственной воле самих большевиков. Большевики были вынуждены отказаться от порочной практики принудительных конфискаций зерна после того, как в Тамбове Антонов поднял на восстание против советской власти сто тысяч крестьян, что превышало численность армии Врангеля в Крыму.

Литература:

Ленин В. И., Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта (X съезд РКП(б). 8-16 марта 1921 г.), Соч., 4 изд., т. 32; его же, О продовольственном налоге, там же; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов, там же, т. 33; его же, О новой экономической политике, там же; его же, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же (См. также Справочный том к 4 изд. Соч. В. И. Ленина, т. 1, с. 74-76); Декреты Советской власти, т. 1-3, М., 1959-60; Лященко П. И., История нар. х-ва СССР. т. 3, М., 1956; Гладков И. A., Очерки советской экономики 1917-20 гг., М., 1956.