Богомильское движение (ВИ, 1957)

Внешнеполитические успехи не привели к какому-либо облегчению положения народных масс. Все государственные повинности падали исключительно на крестьян. Крестьяне же должны были платить и все государственные налоги: поземельный — волобещину, подворный — димнину, поборы со скота, пчёл и прочие. Значительные платежи с крестьян взимала и церковь.

Тяжесть эксплуатации вызвала в Х веке в Болгарии антифеодальное народное движение. Это движение, распространившееся и в некоторых других южнославянских странах, а также в Византии, было облечено в форму богомильской ереси *. В соответствии с народными представлениями о происхождении зла и насилия богомилы учили, что в мире постоянно происходит борьба двух начал: доброго (бога) и злого (сатаны), что гнёт и насилие — порождения зла — не вечны и могут быть в конце концов уничтожены. Для этого, утверждали они, необходимо восстановить равенство, якобы существовавшее в отношениях между членами ранней христианской церкви, и признать это равенство в качестве нормы для гражданской жизни.

Богомилы были решительными противниками господствующей церкви, владевшей огромными богатствами и беспощадно эксплуатировавшей народные массы. Но они не ограничивались антицерковными выступлениями и боролись против всякого угнетения. Как свидетельствовал один современник, богомилы учили своих приверженцев «не повиноваться властям, хулить богатых, ненавидеть царя, бранить старшин, корить боляр». Богомилы объединились в общины во главе с выборными старостами. Между богомильскими общинами существовали тесные связи.

О размахе и силе богомильского движения наглядно свидетельствовала та злоба, с какою церковь и государство преследовали богомилов. Их сжигали на кострах, топили, бросали в тюрьмы. Тем не менее богомильское движение не было уничтожено и сыграло в дальнейшем крупную роль во время борьбы болгарского народа против византийского ига **.

Примечания

* Название ереси происходило, по-видимому, от имени руководителя движения — священника Богомила, жившего в Х веке. [Примечание «ВИ», 1957].

 ** Оценка богомильства, данная в издании 1957 года «Всемирная история» – с позиций воинствующего атеизма, – лишена элементарной логики, а именно, само утверждение о «крупной роли», которую якобы сыграло богомильство, противоречит реальности. Та местность, где богомильство не было устранено, Босния, вошло в историю тем, что всё славянское население – светловолосое и голубоглазое – утратило свое изначальное этническое самосознание и свою изначальную веру, православие, приняв мусульманство. У такой трансформации этнического самосознания славян причина одна – установление в XIII—XIV  веках в этих землях богомильства. А в 90-е годы XX века население Боснии использовалось в качестве мобилизационного ресурса в войне против православной Сербии. Такова на самом деле «крупная роль» богомильства в ареале его распространения. [Примечание «ПК», 2018].

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 226-227.

Понятие: