Фетишизм (Фролов)

ФЕТИШИЗМ (португальское feitiqo — волшебство) — общественное от ношение (экономическое, идеологическое и т. п.) и соответствующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное. Метафизический материализм и просветительская критика видели в Ф. только иллюзию индивидуальных сознаний, следствие обмана и т. п. Марксизм же раскрыл объективное содержание Ф. Исторически первоначальная форма Ф. была порождена крайне низким уровнем культуры первобытного человека и выражалась в наделении предметов-фетишей чудесной способностью намеренно влиять на его жизнь (Магия, Тотемизм). Элементы Ф. сохранились почти во всех современных формах догматического сознания. Товарное, и особенно капиталистическое, производство делает Ф. присущим повседневной практике. Ее элементарная форма — фетишистский характер товара, при котором происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения «кажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 83). Ф. проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда, в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным или духовным) человеческой деятельности придается самостоятельность и могущество над людьми. Маркс показал, что корни Ф.— в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций. В ходе строительства нового общества преодолеваются источники и формы Ф. и утверждаются «прозрачно-разумные» (Маркс) отношения между людьми как личностями.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 483-484.

Понятие:

Яндекс.Метрика