Протестантизм [во Франции Людовика XIV]
Они отказались от традиций и догм своих предков католиков. По заветам Мартина Лютера и Жана Кальвина реформаты исповедуют доктрину предопределения свыше и не доверяют ходатаям веры. Эти новые верующие (главным образом кальвинисты, которых во Франции называют гугенотами) на первое место ставят личное общение с Богом, в частности, посредством чтения Библии. Они носят темные одежды, избегают католических месс и процессий, не признают культа святых и Девы Марии. Истовость своей веры члены общины проявляют только по воскресеньям: в храме, лишенном всяких украшений, пастор приглашает к чтению Священного Писания и пению псалмов во славу Всевышнего. Верующие принимают лишь два таинства: Крещение и Святое Причастие. Последнее мероприятие, соответствующее католической евхаристии, совершается лишь четыре раза в году. Понятие о том, действительно ли Кровь и Плоть Христа присутствует в вине и хлебе во время причастия, является основным в различии между христианами, приверженцами пресуществления (католиками), адептами преложения (лютеранами) и адептами доктрины о таинствах (кальвинистами, называющими облатку папистов «Богом из теста»). Диалог с католической церковью — в виде ученых споров — остается открытым, но не может привести к сближению двух конфессий.
Таким образом, суровые протестанты своей религиозной и политической независимостью нарушают сплоченный союз народа Франции вокруг короля! Это внушает беспокойство, и не напрасно: их отцы гугеноты столкнулись со своими братьями католиками и заставили поколебаться монархию Валуа. Конечно, Нантский эдикт (1598), изданный первым королем династии Бурбонов Генрихом IV, на много десятков лет смягчил религиозную и гражданскую напряженность. Однако при правительстве создается секретариат по делам религии, именующей себя реформированной.
В 1650—1670-х годах во Франции насчитывается около 820 000 кальвинистов, то есть 4 % от общего населения страны. Большинство из них сосредоточены к югу от Луары: Сентож, Пуату, Гиень, Беарн, Лангедок, Севенны, Люберон и Дофине (около 660 000 человек). На севере страны они обитают в крупных городах, в частности в Нормандии (Руан, Кан), а также в Париже и его предместьях. Места протестантских богослужений должны располагаться не менее чем в пяти лье от епископских городов (исключение составляет Шарантон, расположенный в пригороде Парижа). Лютеране по большей части сосредоточены на севере Эльзаса (около 90 000 человек). В период аннексии (1648— 1681) жители этой провинции пользуются прерогативами, которые прочие протестанты королевства мало-помалу утрачивают.
Ибо со времен последних «религиозных войн» — осада Ла-Рошели и взятие Прива знаменуют последние победы королевских войск — влияние партии гугенотов значительно снижается. «Эдиктом милости» (28 июня 1629 г.), изданным кардиналом Ришелье и Людовиком XIII в Але, кальвинистская оппозиция подверглась наказанию: крепости гугенотов подлежали уничтожению, а политические организации запрещались. Последний национальный синод кальвинистов прошел в Лудене с 10 ноября 1659 по 10 января 1660 г.; начиная с 1660 г. на каждом провинциальном синоде присутствует королевский комиссар. За строгим исполнением эдиктов следуют притеснения. Начиная с 1660 г. королевское правосудие чинит препятствия личной и профессиональной свободе последователей Кальвина. С 1661 по 1685 г. издается около 300 законов, касающихся реформатской религии, и уничтожается более 500 церквей. Людовик XIV следует знаменитому принципу Cujus region, ejus religio * («Одно государство — одна религия»), А парижские архиепископы Перефикс (+1671), затем Арле де Шамваллон (+1695), а также исповедник иезуит д'Экс де Ла Шез (+1709) поощряют религиозное усердие монарха. Законодательные меры подкрепляются католическими миссиями и благотворительностью (открытие в 1676 г. Полем Пелиссоном кассы обращений, раздача молитвенников), которые, по всей видимости, не приносят желаемых результатов. Увещевания и проповеди сменяются угрозами.
С 1681 г. интендант Пуату Рене де Марийяк приказывает местным кальвинистам брать на постой военных. Поспешные отречения, следующие за этой мерой, убеждают правительство в эффективности действий «миссионеров в сапогах» настолько, что драгонады все чаще практикуются и в других строптивых провинциях (например, в Лангедоке).
Примечания
* Принцип, провозглашенный в 1555 г. во время заключения Аугсбургского мира. Традиционно переводится как «Чья власть — того и вера». — Примеч. ред.
Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 187-189.