Торговцы в Японии эпохи Эдо
ТОРГОВЦЫ. Если по мере укрепления власти Токугава деление общества на четыре сословия стало более четким, то в начале периода оно было менее явным и стало не столь строгим в конце
периода. Таким образом, некоторые самураи и священнослужители (буддистские монахи и служители синтоистских святилищ) в начале эпохи стали крупными торговцами. И наоборот, к концу периода экономическое развитие страны, которому способствовали появление и рост торгового капитала, многочисленные природные катастрофы, международная напряженность, политика, проводимая сёгунатом, не только вызвали социальные волнения, но и позволили высшему слою торгового сословия приблизиться к самураям. Наиболее сознательная часть воинов чувствовала необходимость принимать участие в экономической деятельности.
Большое скопление самураев в городах, вынужденных вести мирную праздную жизнь, благоприятствовало развитию производства все большего разнообразия аксессуаров, одежды, интерьера, а также парадного оружия. Естественно, что эти товары являлись предметом торговли. Новый образ жизни повлек значительные изменения в системе потребления не только даймё, но и воинов относительно низкого ранга. Все должны были поддерживать свой статус.
В этой новой ситуации, чтобы иметь возможность оплатить изысканные предметы роскоши, наиболее могущественные представители знати начали, например, управлять шахтами. Некоторые могли чеканить свою монету, другие вынуждены были принять существующее денежное обращение. Когда они не были в состоянии оплатить чрезмерные расходы, то продавали свои долги богатым торговцам за право носить меч и фамилию. Они даже позволяли торговцам покупать статус воина у самураев низшей категории, испытывавших большие финансовые затруднения. Подобная практика была замаскирована под видом усыновления торговца семьей воина. Это явление началось в период правления восьмого сёгуна Ёсимунэ (1716—1745).
Расцвет товарно-денежных отношений во время правления Ёсимунэ фактически поставил торговцев выше крестьян и ремесленников как с точки зрения богатства, так и общественного положения.
Некоторые торговцы могли иметь доходы, сопоставимые с доходами от земельных владений. Однако это богатство не следовало показывать слишком явно, в отличие от высокопоставленных воинов, которые должны были его демонстрировать. У тех, кто забывал об этом, могли конфисковать состояние, как это произошло с известным торговцем из Осаки Ёдоя Тацугоро в 1705 году. В 1708 году Тикамацу написал об этом случае пьесу.
Ремесленники и торговцы были героями и создателями городской культуры эпохи Эдо. Именно они читали романы на японском языке, ходили в театр бунраку или кабуки. Сайкаку, который был одним из них, описал их в своих повестях.
В каждом городе около замка было свое объединение торговцев, но бесспорно, что наиболее важным торговым городом была Осака. Именно там была сосредоточена большая часть торговли рисом, собранным в форме налога. Торговцы Осаки отправляли многочисленные продукты в Эдо, которому в связи со строительством требовалось все больше продуктов.
Торговыми домами должны были руководить взрослые мужчины. В случае каких-либо проблем, например, из-за отсутствия наследника мужского пола, руководство торговым домом могло перейти либо к вдове, либо к дочери. Таким образом, женщины, тесно связанные с делами, могли наследовать после супруга или отца, но все же это происходило под контролем опекуна, который наблюдал за управлением предприятием.
Несмотря на свое могущество, связи с властью, образовательный уровень, торговцы не сумели сыграть важной политической роли. Похоже, что они и не пытались это сделать, даже во время кризиса в конце периода Эдо.
Разбогатеть им позволили следующие товары: шелковые ткани, нити для шитья, лекарственные препараты, сахар, бумага, татами и циновки, изделия из металла, из лака, свечи, хлопок, сушеные морепродукты, косметика, обувь, зонтики и т.д.
Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 99-102.