Школа Сюси

ШКОЛА СЮСИ (Сюсигаку) была основана на идеях влиятельного китайского конфуцианского философа Чжу Си (по-японски Сюси, 1130—1200). Согласно учению Чжу Си, действительность состоит из принципа и жизненной силы. Именно в результате взаимодействия этих двух сил и рождаются все вещи в мире, включая людей. Для Чжу Си люди имеют как первоначальную природу, которая состоит только из принципа и хороша сама по себе, и природы вторичной, которая является следствием человеческих отношений в мире и через которую накапливаются различные виды жизненной хорошей силы (добрые и злые). Таким образом, человек может уйти от первоначально хорошей природы. Поскольку люди взаимодействуют с окружающей средой по-разному, каждый человек обладает различными видами жизненной силы, что и объясняет уникальность личности каждого человека. Школа Чжу Си сосредоточивала свое внимание на очищении жизненной силы посредством самосовершенствования, образования, изучения принципа и самоанализа.

Хотя труды Чжу Си появились в Японии еще в период Камакура, в то время они не оказали существенного влияния на современников. В период Муромати учение Чжу Си изучалось монахами дзэн. Однако общепризнанным Сюсигаку стало только при сёгунате Токугава, предоставляя собой известное руководство в вопросах этики и правления. Это философское учение узаконило строгую иерархическую социальную систему, отстаиваемую сёгунатом, обеспечив рациональный порядок в обществе, которым правительство могло управлять. К 1790 г. официально разрешенной являлась только неоконфуцианская школа Сюси, а все прочие философские школы находились под запретом.

В период Эдо сёгунат стал видеть в принципе закон по управлению обществом, а не только философское понятие, абстрактно иллюстрирующее природу предельного блага. Если бы правители следовали принципу, т. е. если бы они правили, имея своей целью только предельное благо, то подданные оставались бы преданными и покорными им. Аналогичным образом изменилось и значение принципа уважения к родителям. Вместо главенства уважения к родителям и господину был увеличен акцент на преданность к таким учреждениям, как сёгунат или конкретное владение. Такая перемена ценностей гарантировала сёгунам преданность подданных.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 290-291.

Понятие: