Управление социальное

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – в широком смысле: управление всеми и любыми общественными процессами в отличие от управления в биологических и технических системах; в узком смысле: управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Управление социальное осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важными составными частями управления социального является социальное планирование и проектирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономических преобразований.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый — ядро механизмов управления: его составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Вторым компонентом является самоорганизация социальная, т. е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий — порядок организационный, включающий как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.

Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, рук. заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка или же «подключить» спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией. В этом смысле проблематику управления социального составляют такие актуальные проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения руководства — подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководства, адаптация персонала и др. В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческого консультирования, деловых игр и т. д. Объектами управления социального является индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.

А. И. Пригожий

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 537-538.

Литература:

Наумова Н.Ф. Социол. и пси- хол. аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. М., 1999; Калверт М. Управленческий консалтинг. М., 1999; Романов П.В. Социол. интерпретации менеджмента: иссл-я управления контроля и орг-ций в совр. об-ве. Саратов, 2000; Пригожий A.M. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

Понятие:

Яндекс.Метрика