Идеи чистого разума
ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideen der reinen Vernunft) — термин, используемый Кантом в сочинениях критического периода для обозначения основных понятий чистого разума. Под И.ч.р. Кант понимает «необходимое понятие разума, которому не может быть дан в чувствах точно соответствующий ему предмет» (Критика чистого разума. А 327/В 383). И.ч.р., в отличие от первоначальных понятий рассудка, категорий, не являются элементарными понятиями. И.ч.р. состоят из «notiones», т.е. понятий чистого рассудка, и представляют собой доведенные до безусловного категории. К примеру, понятие причины — категория, а понятие первопричины — И.ч.р. Всякая И.ч.р. есть предельное понятие и в качестве такового может стимулировать расширение и углубление всегда незавершенного эмпирического познания. Стягивая к себе ряды обусловленного, И.ч.р. вносят единство в наше знание. Систематика И.ч.р. основана на привязке последних к формальным моментам трех основных видов умозаключений, способностью к которым является чистый разум в его логическом применении — категорического, гипотетического и дизъюнктивного. Форма первого из них порождает идею абсолютного субъекта (предмет рациональной психологии), второго — идею мира (предмет рациональной космологии), третьего — идею бога (предмет рациональной теологии). Кант предлагает и другой принцип систематизации И.ч.р., приводящий к тому же результату, но основанный на различении трех возможных типов отношения представлений, а именно: к субъекту, явлениям и вещам вообще. И.ч.р. в таком случае оказывается представлением о целокупности условий в данной области сущего. Сами по себе И.ч.р. играют немаловажную регулятивную роль в познании, однако приписывание им объектов неправомерно, т.к. при этом осуществляется запрещенный, по мнению Канта, выход познания за пределы возможного опыта (границы опыта можно переступить только в виде практических постулатов). Такой ход мысли, вызванный почти неизбежной трансцендентальной видимостью, Кант называет «диалектическим умозаключением». Критика подобных выводов, основанных на неправильной трактовке И.ч.р., составляет главную задачу «Трансцендентальной диалектики». И.ч.р. противоположны «эстетическим идеям» — чувственным образам, которые не могут быть исчерпаны никакими понятиями. Постоянно активируя рассудок и воображение, эстетические идеи создают наиболее благоприятные условия для деятельности эстетической способности суждения. Они — продукт гениальности: их бесконечная глубина требует конгениальной творческой способности. Воплощенные в произведении искусства, они составляют его «дух» — показатель шедевра.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 183.