Интервью

ИНТЕРВЬЮ. Один из методов социологического исследования. Выполняет важную роль в получении первичной информации. Оно бывает свободное, полу-стандартизированное и стандартизированное. Свободное интервью представляет собой беседу, которая может продолжаться несколько часов. В этом виде интервью опросный лист заранее не готовят, не предусмотрен также и разработанный план беседы. Определяются только тема и ориентировочные представления о проблеме. Применяется, как правило, на стадии разведывательного исследования. Полу-стандартизированное интервью – беседа, при которой заранее не только определяется тема, но и составляется список примерных вопросов. Вместе с тем интервьюер не обязан задавать вопросы респонденту строго по подготовленному опроснику. Он может вести беседу в относительно свободной форме, переформулировать вопросы, задавать их в произвольном порядке. Стандартизированное интервью – это беседа, которая проходит строго по заранее подготовленному плану – вопроснику с примерными вариантами ответов. Такое интервью ориентировано на получение максимальной сопоставимости данных, собранных разными интервьюерами. Интервью – сложный и дорогостоящий вид социологического исследования. Оно предполагает хорошую подготовку интервьюера и необходимых документов (маршрутная карта, опросный лист и т. д.). Важное значение имеет создание благоприятной для опроса ситуации – совокупности внешних и внутренних факторов, которые могут воздействовать на ход и результаты интервью. Во время беседы не должны присутствовать люди, доставляющие респонденту дискомфорт, особенно если обсуждаются “острые” вопросы. Интервью не должно быть чрезмерно длительным и утомительным. Если интервьюер намерен записывать беседу на диктофон или другие технические средства (что может быть полезным для дальнейшего анализа), то он обязан спросить разрешения респондента. Время проведения интервью должно выбираться так, чтобы его было достаточно и не возникало ситуации спешки. Задача интервьюера – обеспечить релевантность ситуации интервью для всей совокупности опрашиваемых. Это означает, что следует добиваться такого состояния, когда внешние и внутренние факторы ситуации интервью влияют одинаково на разные группы опрашиваемых.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Понятие:

Яндекс.Метрика