Гештальт-терапия (Кондаков, 2007)

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (от нем. Gestalt - форма, структура + греч. therapeia — лечение). Форма психотерапии, разработанная Ф. Перлзом на основе гештальт-психологической методологии, в рамках которой постулируется, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями своей самоактуализации. Основная цель данного метода — достижение психической организацией индивида «хорошей фигуры». За счет отреагирования заторможенных эмоциональных реакций достигается «завершение гештальта». Перед участниками до начала занятий ставят экзистенциальные цели: понять мудрость организма и научиться не манипулировать им и объектами окружающей среды. Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм—среда, граница контакта, Я-концепция, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы «Я» и аффективно проигрываются. В качестве основного приема используется «горячий стул» — стул, который помещается рядом с ведущим и который последовательно занимают все участники психотерапевтического процесса, чтобы оказаться в центре внимания группы. Главная роль принадлежит ведущему, участие группы незначительно. Обычно ведущий ведет себя как организатор, но в некоторых случаях он может настойчиво требовать от пациента раскрыть себя, выразить собственные чувства. Другие же члены группы наблюдают за его работой и за поведением сидящего на «горячем стуле», сопереживают ему, на его примере учатся анализировать и решать собственные проблемы. Динамика. Сначала надо научиться осознавать свои собственные ощущения и чувства и дифференцировать их от объективной действительности, от того, что принадлежит другим людям. Для анализа позиции в межличностных отношениях, особенно конфликтных, определяются участники конфликта, их роли, внутренние позиции и аргументы, на которых эти позиции основаны. Каждый член группы пытается взять на себя поочередно то одну, то другую роль, чтобы лучше осознать, понять и принять позицию другого. Особое внимание уделяется тому, чтобы, выступая в разных ролях, он хорошо осознавал свои ощущения и чувства, возникающие во взаимоотношениях с другими. При этом требуется научиться брать на себя ответственность за налаживание взаимоотношений с окружающими, за решение собственных проблем и выяснение проблем, не дожидаясь помощи от других.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 134.

Литература:

Perls F. Gestalt Therapy Verbatim. Calif., 1969;

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальттерапия. М.: Класс, 1997;

Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальттерании. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.