Бал

БАЛ — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Мог быть маскированным (бал-маскарад). От других танцевальных собраний, например вечеров, бал отличался блеском, менее строгим этикетом (так, на маскараде дамы могли, скрываясь за масками, интриговать кавалеров), заранее определенным порядком.

Порядок бала, т. е. последовательность танцев, определялся распорядителем бала, избранным хозяйкой, и указывался в маленьких карточках, вручавшихся каждой даме при входе. В XVIII веке бал открывался менуэтом, в XIX веке польским — торжественным шествием парами.

В первой паре шла хозяйка дома с наиболее уважаемым кавалером, затем следовал хозяин со старшей по положению мужа дамой.

На балах в присутствии Императора он сам открывал польский с хозяйкой дома, а на придворных балах и балах общественных собраний (Дворянском собрании, в Английском клубе и т. п.) — со старшей по положению мужа гостьей; если на балу присутствовала Императрица, она шла в первой паре с хозяином дома или старшим по положению кавалером, например, старшиной дипломатического корпуса, а Император шел во второй паре. Затем следовал вальс, потом мазурка — танец быстрый, импровизированный, отличавшийся множеством причудливых фигур и мужских соло. За мазуркой мог следовать контраданс или кадриль, где по правилам могли танцевать лишь четыре пары; дамы сидели на стульях, ожидая своей очереди вступить в танец, кавалеры стояли за спинками стульев. Впоследствии контраданс стали танцевать все гости разом, для чего и выстраивались в две колонны. Если позволяло помещение, контраданс заканчивался галопом. Бал обычно заканчивался котильоном, вынуждавшим часть танцующих ожидать своей очереди на стульях. Это танец-игра со множеством туров; некоторые фигуры требовали выбора «качества», цвета, для чего танцующим раздавались маленькие букетики цветов, розетки и т. п.

Бал был не только местом живых танцев и незначительных нарушений правил приличия, но и свободных легких разговоров. Это требовало от дам и особенно девушек осмотрительности в выборе кавалеров. На карточке с порядком бала, снабжаемой маленьким карандашом, или в особой книжечке у пояса дамы записывали имена ангажировавших их кавалеров. До середины XIX века танцующие кавалеры являлись на бал в туфлях, коротких штанах и чулках, офицеры снимали оружие и на туфли крепили маленькие тупые бальные шпоры. Танцевали только в перчатках, но после тура, отводя даму на ее место, кавалер, целуя ее руку, снимал свою правую перчатку. Девушек вывозили на вечерние балы в 15—16 лет. Приглашение кавалером одной и той же дамы на несколько туров подряд считалось многозначительным. На балу лакеи разносили гостям мороженое, сласти, прохладительные напитки или шампанское, либо кавалеры брали их в буфете и подносили своим дамам. После бала следовал ужин. Для подростков устраивались дневные детские балы.

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 31-32.

Понятие: