Богоизбранный народ

БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД - Согласно Священному Писанию, Израиль избран как народ Божий для возвещения и свидетельства миру единого Бога и Его Закона, а также подготовки к заключению Нового и вечного Завета. Эта миссия - не только привилегия, но и долг. Ее исполнение сопряжено с соблазном самопревозношения и риском уклонения от служения Богу, в чем и упрекали израильтян пророки. Иисус пришел именно к Израилю для заключения Нового Завета и этим подтвердил избрание, но иудеи отвергли Его как обещанного Спасителя. По апостолу Павлу, иудеи, став врагами Евангелия Христова, все же возлюбленные (Божии) ради отцов (Рим.11.28); их избранность не отменяется тем, что Христос и апостолы создали новый народ Божий - Церковь. В русской религиозной философии в этой связи подчеркивалось следующее:

1) Существует особая тайна избрания Израиля, которое остается в силе несмотря на то, что Иисус был отвергнут Израилем как посланный ему Христос.

2) Трагизм взаимоотношений христианства и иудейства во многом объясняется борьбой Савла с Павлом в еврейской душе, которая еще далека от завершения.

3) Мы должны относиться по-христиански ко всем, в том числе и к иудеям, и сами безупречно жить по Евангелию, чтобы оно стало для иудеев убедительным.

4) Те, кто озабочен растущим еврейским влиянием в мире, ставят на первое место свои обиды и претензии, что открывает дорогу ненависти, поэтому должны обратить внимание на свои грехи, на то, что именно в христианском мире своекорыстие возобладало как основной мотив экономической и социальной практики: Просвещенная Европа установила в социальной экономике безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет евреев за то, что они следуют этим принципам. (Вл. Соловьев).

5) Преступления против Церкви в России со стороны безбожных еврейских активистов из большевистской элиты следует рассматривать как их преступления против истинного Израиля (С. Булгаков).

6) Антисемитизм тесно связан с антихристианством; не следует возлагать вину за распятие Иисуса Христа на еврейство как народ; христиане в истории многократно распинали Христа своими грехами.

7) Следует помнить слова ап. Павла о том, что в конце концов весь Израиль будет спасен (Рим.11.26).

Божий замысел спасения мира, однако, не следует считать целиком опирающимся на избрание еврейского народа.

Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.