Иранистика

ИРАНИСТИКА - комплекс наук, изучающих историю, экономику, языки, материальную и духовную культуру всех ираноязычных народов (в узком смысле слова - народов собственно Ирана, о чем преимущественно идет речь в данной статье). И. сложилась как наука в середине 19 века; термин «иранистика» появился в литературе позднее. Изучение истории и культуры ираноязычных народов началось с древних времен силами самих иранцев и представителей других народов. Их труды являются ценными источниками для иранистики.

Развитие торговых и дипломатических отношений европейских стран с Ираном, Средней Азией и Великими Моголами в Индии, а также практические задачи христианской миссионерской пропаганды на Востоке стимулировали возникновение иранистики в Западной Европе. Записки и сочинения странствующих монахов, купцов, военачальников и дипломатов (в 13 веке - Карпини, В. Рубрук, Марко Поло; в 14 веке - Одорико из Порденоне; в 15 веке - Г. де Клавихо, И. Шильтбергер, Дж. Барбаро, Дж. Анджолелло; в 16 веке - А. д'Албукерки, В. д'Алессандро, А. Дженкинсон, А. Ширли и др.), а также первые сводные труды 16 века - Дж. Рамузио, Р. Хэклейта и даже труд Б. Бриссония (В. Brissonius, De regio Persarum principatu, v. 1-3, P., 1580), основанные на сведениях античных авторов о Древней Персии, носили описательный характер. Лишь в 17 - 1-й половине 18 веков создаются предпосылки для научного развития иранистики: были составлены грамматика персидского языка Луи де Дьё (Франция) и словарь Якоба Голиуса (Голландия), опубликованы Г. Гентием (Голландия) текст и перевод "Гулистана" Саади, изданы подробные описания Ирана (итальянский путешественник Пьетро делла Балле, французский - Ж. Тавернье, Ж. Шарден, немецкий путешественник А. Олеарий и др.). Первые сведения об Иране с учетом западных и восточных источников принадлежат голландскому ученому де Лету и принявшему христианство персидскому дипломату Урудж-беку, он же Хуан де Персиа. Появились переводы некоторых персидских исторических сочинений на европейские языки, опубликованные, в частности, в "Восточной библиотеке" французского востоковеда д'Эрбело (В. d'Herbelot, Bibliothèque Orientale, P., 1667). Первыми научными исследованиями были работы английского ученого Тома Хайда (Th. Hyde, Historia religionis veterum Persarum eorumque magorum, Oxon, 1700) и французского - Мами-Клерака (La Mamye-Clerac, Histoire de Perse depuis le commencement de ce siècle, v. 1-3, P., 1750).

Со 2-й половины 18 века до середины 19 века иранистика оформлялась как наука, сосредоточенная на исследовании Авесты, расшифровке древнеперсидской клинописи, изучении классической поэзии на персидскмо языке, изучении истории Ирана. Опубликование в 1771 году перевода Авесты на французский язык Анкетиля-Дюперрона вызвало острую полемику и породило большую литературу о древнеперсидской культуре и зороастризме (английский востоковед У. Джонс, датский - Р. Раск, французский - Э. Бюрнуф и др.). Расшифровкой древнеперсидской клинописи наука обязана прежде всего немецкомц учителю из Гёттингена Г. Ф. Гротефенду и Г. Роулинсону. Труды по древнеиранским языкам сыграли значительную роль в создании сравнительного языкознания. Много материалов по живым иранским языкам собрала экспедиция немецкого ученого И. А. Гюльденштедта (1768-1775). Изучение классической поэзии на персидском языке было осуществлено усилиями иранистов разных европейских стран с помощью ученых стран Востока. Ученые во главе с У. Джонсом начали публиковать на английском языке переводы персидских исторических памятников и произведений художественной литературы. В дальнейшем издание текстов и переводов с персидского языка сосредоточилось в Хертфорде (Индия), в Лондоне, Оксфорде и Кембридже (Англия). Наибольший вклад внесли английские иранисты Ф. Глэдвин, У. Оузли, К. Эллиот, Дж. Аткинсон, Н. Блэнд, Д. Форбс, Дж. Гилкрист. Во Франции в "Школе живых восточных языков" (основана в 1795 году в Париже) Сильвестр де Саси организовал выпуск "Notices et extraits des manuscrits Persans de la Bibliothèque Nationale" (c 1787), Ж. Моль издал полный текст и перевод "Шахнаме" Фирдоуси, а Э. Катрмер и К. Дефремери - Переводы из Мирхонда, Рашидаддина и др. В Венской академии восточных языков Й. Гаммер-Пургшталь опубликовал полный перевод дивана Хафиза на немецкий язык и антологию персидской классической поэзии ("Geschichte der schönen Redekünste Persiens", W., 1818). Благодаря трудам перечисленных выше ученых, а также немецких ученых Ф. Розенцвейга, О. Шлехта-Вшерда, И. Вуллерса, Ф. Рюккерта, И. Г. Л. Козегартена, Ф. Боденштедта и других к середине 19 века лучшие произведения классической поэзии на персидском языке вошли в мировую литературу и сделали возможным появление "Западно-восточного дивана" Гёте и вольных переводов Фицджеральда из Омара Хайяма. Наряду с филологическим анализом использование сравнительно-исторического метода позволяло иранистам делать обобщения, преимущественно с позиций идеалистической философии. Наиболее полными историческими исследованиями были книги Дж. Малькольма (J. Malcolm, The history of Persia, v. 1-2, L., 1829) и Ж. А. Гобино (J. A. Gobineau, Histoire des Perses, t. 1-2, P., 1869). Социально-экономические проблемы рассматривались преимущественно путешественниками и дипломатами: Дж. Мориер и Дж. Фрейзер (Англия), О. Блау (Германия), А. Вамбери (Австро-Венгрия).

Успехи иранистики, как и всего востоковедения, были связаны с общим ростом гуманитарных наук в Европе и усилением интереса европейцев к странам Востока в связи с развитием колониальной политики. В иранистике, как и во всем востоковедении, оформились две тенденции: гуманистическая, проявляющаяся в признании общечеловеческой ценности культуры Востока, в симпатии к судьбам его народов (Анкетиль-Дюперрон, Сильвестр де Саси, Гаммер-Пургшталь, А. Вамбери), и колониалистская, характеризующаяся европоцентризмом и апологией колонизаторов, которым приписывают мнимую "цивилизаторскую" миссию на Востоке (Дж. Малькольм, Г. Роулинсон, Ж. А. Гобино). У большинства иранистов преобладало своеобразное переплетение этих тенденций, что определило содержание иранистики, особенно в последующие периоды.

Для 2-й половины 19 - начала 20 веков характерно расширение диапазона иранистических исследований и начавшаяся дифференциация отдельных отраслей иранистики. Увеличивается круг изучаемых языков (открыты памятники на ранее неизвестных иранских языках - согдийском, парфянском, хотано-сакском, а позднее - хорезмийском и бактрийском) и диалектов, разрабатываются историческая география, манихеистика, новая история, этнография; развиваются палеография, эпиграфика, нумизматика. Публикуются каталоги рукописей: К. Рьё (Англия), Э. Блоше (Франция), Х. Эте, В. Пертш, Флюгель (Германия) и др. Формируются как самостоятельные историко-филологические отрасли внутри иранистики: лингвистика, в частности историческая (немецкие ученые Ф. Андреас, X. Бартоломе); история литературы (немецкие ученые Х. Эте и П. Хорн, итальянские ученый Дж. Пицци, английский иранист Э. Браун); история древнеиранской и среднеиранской домусульманской культуры, включающая авестологию и пехлевистику (немецкие ученые Ф. Вейсбах, Ф. Шпигель, К. Гельднер, Ф. Юсти, датский - Н. Вестергор, французские - Дж. Дарм-стетер, К. де Гарле, английский - Э. Вест); медиевистика и история нового времени (французские ученые К. Барбье де Мейнар, Г. Зоттенберг, К. Юар, Ш. Шефер, немецкий - Т. Нёльдеке, английские - Р. Николсон, Э. Денисон-Росс и др.); история культуры народов Ирана и соседних стран (немецкие востоковеды В. Гейгер, М. Маркварт, чешский - В. Томашек); археология и история искусства (французские археологи А. Лайар, Ж. де Морган, немецкий - Ф. Зарре, немецкий искусствовед А. Попе). Афганистана, курдоведение, осетиноведение выделяются в самостоятельные дисциплины.

Итоги иранистики к началу 20 века систематизированы в энциклопедическом труде "Grundriss der iranischen Philologie", Bd 1 (Предыстория иранских языков, языка Авесты и древне-персидского пехлеви (среднеперсидского), новоперсидского и другие современные иранские языки), Bd 2 (Древняя и средневековая история Ирана, литература Ирана, новоперсидская литература), Stras., 1895-1904, в иранистических статьях в "Энциклопедии ислама" (4 тт. на англ., франц., нем. и тур. яз.) и в труде Э. Брауна (Е. G. Browne, A literary history of Persia, v. 1-4, L., 1902-24; новое изд., Camb., 1956-59).

Развитие иранистики в Европе и США в 20 веке характеризуется тем, что в противовес работам по Ирану, отражающим или обслуживающим интересы колониалистской политики империалистических держав (в конце 19 века Дж. Керзон; в 20 веке - американские колониальные деятели М. Шустер, А. Мильспо, англичанин - П. Сайкс; статьи в журнале "Central Asian Review"), в трудах отдельных иранистов усиливается антиколониалистская тенденция. Вместе с тем в иранистике преобладают описательство, изучение древности и филологии, древней истории, клинописи, древним и среднеиранским язакам, Авесте посвящены работы немецких ученых Э. Херц-фельда, В. Хеннинга (работает в США), X. Хумбаха; труды Х. Бейли, И. Гершевича, М. Бойса (Англия), Дж. Камерона, Р. Кента, А. Олмстеда (США), 9. Бенвениста (Франция), Ж. Редара (Швейцария), X. С. Нюберга (Швеция), Г. Моргенстьерне (Норвегия), Ж. Дюшен-Гиймена (Бельгия), К. Барра (Дания) и др. Исследования по средневековой истории Ирана, издания источников, описания рукописей, работы по литературе, философии, прикладным дисциплинам публикуют: французские ученые А. Массе, А. Годар, Ж. Лазар, бельгийский - А. Корбен, итальянский - А. Баузани, немецкие - П. Шварц, Б. Шпулер, B. Хинц, X. Риттер, датский - А. Кристенсен, Р. Фрей (США), Л. Локкарт, А. Арберри, Дж. А. Бойл, В. Минорский (Англия) и др. Очень мало работ западноевропейских и американских ученых по новой и особенно по новейшей истории, авторы же имеющихся работ обычно освещают историю Ирана с позиций буржуазной социологии: француз Р. Греве, англичане Э. Браун, Р. Леви, Г. Ленцовский (США). В последнее время намечается некоторый сдвиг к изучению социально-экономических проблем современности (А. К. Лэмбтон, Л. Элвелл-Саттон - Англия, Ф. Барт - Швеция и др.). Отношения Ирана с другими государствами освещают американцем А. Йезельсон, немцем Б. Мартин и др.

В Иране истоки иранистики восходят к историческим хроникам и литературным антологиям (тазкире), сохранившимся вплоть до нового времени (Реза Кули-хан Хедаят, Лисан-оль-Мольк). С ростом национального самосознания возрастал интерес к национальной истории и культуре. В сочинениях просветителей Мальком-хана и А. Талибове, а также Ага-хана Кермани, Зока-оль-Молька и других ставился вопрос о борьбе против иностранного закабаления. В начале 20 века в иранской историографии постепенно утверждаются современные критические методы исследования (начиная с М. Казвини).

Специалисты по древности (И. Пур-Давуд, X. Пирния и др.) и средневековью (А. Таги-заде, М. Форуги, C. Нафиси, Ф. Бади аз-Заман, А. Эгбаль, Н. Фалсафи, М. Беяни, М. Минови, М. Моин, А. Хекмат, П. Ханлари, З. Сефа, Т. Бахрами и др.) придерживаются историко-филологического метода исследования и успешно развивают источниковедение, текстологию, издают памятники, библиографии (X. Мошар, М. Саба, Э. Афшар, Э. Яр Шатер), каталоги, толковые, биографические и энциклопедические словари (А. Деххода, М. X. Тебризи и др.).

Новая история Ирана освещается в трудах А. Кесрави, Ф. Адамията, А. Эгбаля, новейшая - в трудах Али Азери, X. Макки, Малек-ош-Шоара Бехара, М. Садра Хашими, Р. Годарза.

Антиколониалистская, особенно антианглийская, направленность иранской историографии проявляется в трудах М. Махмуда, С. Нафиси, И. Теймури, А. Данешпура, Лисани, А. Касеми. Распространение марксистских идей в Иране (журнал "Донья", созданный Т. Эрани) оказало влияние на труды некоторых иранских ученых (П. Шад, Бозорг Алеви и др.).

В Индии истоки иранистики восходят к религиозным штудиям парсийского духовенства и к изучению и развитию поэзии на персидском языке. Индия - один из центров авестологии и пехлевистики (Э. и Б. Анклессария, И. Моди, П. Саяджана, Дж. Унвала и др.), а с 19 века - крупнейший центр по изданию литографий исторических и литературных памятников на персидском языке. История персидской поэзии "Ши'р-аль-Аджам" в 5 томах, составленная на языке урду Шибли Нумани. В 50-60-е годы 20 века изучением классической персидской поэзии занимаются М. Сиддики, С. Хусейн, Хади Хасан и др.

В Пакистане издаются исторические хроники и исследования, особенно Лахорским университетом. В Турции сложилась традиция изучения и комментирования классической персидской поэзии. Издаются критические тексты, переводы и исследования (А. Атеш, Т. Языджи), изучаются средневековая история Ирана в период господства тюркских династий (Ш. Гюналтай, Н. Узлук), ирано-турецкие отношения (Э. З. Карал), история науки (Айдын Сайылы и др.).

В Афганистане успешно развивается изучение исторических памятников (А. Кохзад, М. Жобаль и др.) и языка (А. Фархади и др.). Появились исследовательские работы по иранистике в ОАР, Ираке, Японии.

В России первые сведения об Иране появились очень давно ("Хожение за три моря" А. Никитина в 15 веке; "Хождение купца Федота Котова в Персидское царство" в 17 веке). О первых научных трудах можно говорить лишь с конца 18 века (Ф. И. Соймонов, В. Братищев и др.). Но даже в 1-й половине 19 века иранистика в России делала еще первые шаги (А. Н. Болдырев, О. Сенковский, А. Ходзько). Активизация политики царской России в Иране в 19 веке вызвала появление многочисленных описаний Ирана, сделанных русскими дипломатами и военными чиновниками, представителями торгово-промышленных кругов (В. Бороздна, И. Ф. Бларамберг, К. де Воде, Баумгартен, П. А. Риттих, П. А. Томилов, А. Г. Туманский, П. Огородников и др.). Очень ценны описания научных путешествий И. Н. Березина, Н. В. Ханыкова, Г. Мельгунова, П. Зарудного. Началась разработка истории Ирана и сопредельных стран на основании восточных первоисточников (И. Н. Березин, A. Казем-бек, Б. А. Дорн, Н. И. Веселовский). Особенно крупные труды были созданы В. В. Бартольдом, который не ограничился описанием политической истории, а стал разрабатывать социально-экономические вопросы (Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. 1-2, 1898-1900; Историко-географический обзор Ирана, СПБ, 1903; Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира, Баку, 1925; Иран. Исторический обзор, Ташкент, 1926), B. А. Жуковским, начавшим производить раскопки в Мерве, К. А. Иностранцевым (исследования о Сасанидах).

Современность изучалась преимущественно практическими работниками (Л. Ф. Тигранов, Из общественно-экономических отношений в Персии, СПБ, 1909, М. Л. Томара, Л. Ф. Богданов); бабидские восстания, бехаизм привлекли внимание А. Казем-бека, В. Р. Розена, А. Г. Туманского и др. Большинство ученых занималось изучением иран. языков и лит-ры (К. Г. Залеман, Ф. Е. Корш, А. Е. Крымский).

В Советском Союзе важнейшими чертами иранистики являются ее научный марксистско-ленинский метод исследования, интерес к разработке социально-экономической истории Ирана, гуманистическая, интернационалистская, антиколониалистская направленность в изучении и объяснении истории, экономики и культуры Ирана. Советские иранисты в своих работах опираются на оценки ряда вопросов истории Ирана, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, и особое внимание уделяют национально-освободительной борьбе народов Ирана против империализма. После Октябрьской социалистич. революции старшее поколение иранистов (В. В. Бартольд, А. Е. Крымский, Б. В. Миллер, А. А. Семенов, М. А. Андреев, Ю. Абуладзе) пополнилось новым поколением ученых (М. П. Павлович, А. С. Султан-заде, Д. И. Завриев, Ю. Н. Марр, A. A. Ромаскевич, К. И. Чайкин и др.).

В республиках Советского Востока, народы которых в древности и средние века развивались в тесном взаимодействии с народами Ирана и участвовали в создании общеиранской культуры, широко развернулось изучение ее (в частности, изучение классической поэзии, низамиведение). Большое значение в изучении литературы имеют труды С. Айни. Выделилась в самостоятельную отрасль и достигла большого развития иранская филология: лингвистика (А. А. Фрейман, И. И. Зарубин, Б. В. Миллер, Л. И. Жирков, В. И. Абаев, M. H. Боголюбов, В. С. Соколова, Г. С. Ахвледиани, Л. С. Пейсиков, В. А. Лившиц, И. M. Оранский, В. С. Расторгуева и др.), литературоведение и текстология (Е. Э. Бертельс, И. С. Брагинский, А. Н. Болдырев, А. М. Мирзоев, А. К. Арендс, Д. С. Комиссаров, Д. Кобидзе, А. З. Розенфельд, А. А. Стариков, Р. Алиев, А. Е. Бертельс, Ю. Е. Борщевский, М. И. Занд, В. Б. Кляшторина, Н. О. Османов, Г. Алиев, Б. Гусейнов, В. Б. Никитина, З. Г. Османова, Р. Хади-Заде, Ш. Шамухамедов и др.); ежегодно (с 1961) в Советском Союзе проводятся научные сессии по иранской филологии. Дифференциация филологической и исторической отраслей иранистики способствовала успехам в изучении древней, средневековой, новой и новейшей истории Ирана. B. В. Струве, исходя из марксистского учения о роли общественно-экономических формаций, сумел выявить место рабовладельческого общества в истории Древнего Востока, в частности Ирана. Был издан "Очерк истории древнего Ирана" М. М. Дьяконова (М., 1961). История древнего Ирана изучается И. М. Дьяконовым, И. Г. Алиевым, М. А. Дандамаевым, В. Г. Лукониным, Э. А. Грантовским, Ю. Б. Юсифовым и др. В трудах советских медиевистов разрабатываются проблемы становления, развития и разложения феодальных отношений в Иране: Н. В. Пигулевская (Города Ирана в раннем средневековье, М.-Л., 1956, и др.), А. Ю. Якубовский, Б. Н. Заходер, И. П. Петрушевский (Очерки до истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв., Л., 1949; Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв., М.-Л., 1960, и др.), А. А. Али-заде (Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956), М. А. Беленицкий, Л. В. Строева, A. И. Фалина и др. Историей позднего средневековья занимаются В. Н. Габашвили, В. С. Путуридзе, А. Д. Папазян, П. И. Петров, Н. Д. Миклухо-Маклай, О. А. Эфендиев, А. А. Рахмани. По новой истории лучше всего изучена политика империалистических держав в Иране (Р. А. Иоаннисян, А. В. Фадеев, С. В. Шостакович, П. П. Бушев, М. А. Игамбердыев), сравнительно меньше работ по внутренней истории (Г. М. Шитов, М. Р. Арунова, К. З. Ашрафян, З. З. Абдуллаев, Н. А. Кузнецова). Большое внимание уделяется изучению истории Ирана 20 века - иранской революции 1905-1911 годов (М. П. Павлович, Г. Н. Ильинский, М. С. Иванов, Г. С. Арутюнян, А. М. Матвеев), национально-освободительной борьбе 1918-1822 годов (Ирандуст (В. Осетров), Ш. М. Тагиева, М. Н. Иванова, X. Атаев, Г. Еганян), национальному вопросу (В. Г. Тардов, Г. М. Петров, О. Л. Вильчевский), разоблачению колонизаторской политики империалистических государств в Иране (М. П. Павлович, А. С. Султан-заде, М. Сенджаби, А. В. Башкиров, М. В. Попов, Б. Абдуразаков, Л. И. Мирошников и др.), изучению социально-экономической сущности монархии Реза-шаха Пехлеви (С. Иранский (Пастухов), B. А. Гурко-Кряжин, Б. З. Шумяцкий, О. С. Медиков), идеологии современного Ирана (А. М. Агахи, Е. А. Дорошенко, C. М. Алиев), советско-иранских отношений (Д. И. Шморгонер, Е. Л. Штейнберг, Р. А. Тузмухамедов и др.). Впервые с научных позиций стала изучаться экономика Ирана (Н. Н. Бобынин, Л. С. Свентицкий, И. И. Коробейников, Д. К. Белошапкин, А. З. Арабаджян, Ш. М. Бади, Р. А. Сеидов и др.). Известным итогом развития иранистики в последние годы являются главы по Ирану во "Всемирной истории", тт. 1-9, 1955-62, "История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в.", Л., 1958, главы по истории Ирана в "Новой истории стран зарубежного Востока", т. 1-2, М., 1952,"Новейшей истории стран зарубежного Востока", вып. 1-4, М., 1954-60, "Совр. Иран" (Справочник), М., 1957, "Очерк истории Ирана", М., 1952 (М. С. Иванова).

Большое значение имеют исторические и археологические исследования, осуществляющиеся в республиках Средней Азии и Закавказья. Важнейшие археологические экспедиции: Хорезмская (С. П. Толстов), в Узбекистане (В. А. Шишкин, Я. Г. Гулямов и др.), в Туркмении (M. E. Массон, Г. А. Пугаченкова и др.), в Таджикистане (Б. А. Литвинский, A. M. Беленицкий, Е. А. Давидович, H. H. Негматов, Д. Джалилов) и другие. Итоги этих исследований, имеющих значение для иранистики, отражены в "Истории Узбекской ССР", т. 1, кн. 1-2, Таш., 1955-56; "Истории Туркменской ССР", т. 1, Ашх., 1957; "Истории таджикского народа", т. 1, М., 1963; труде Б. Г. Гафурова "История таджикского народа", т. 1, 3 изд., М., 1955. Марксистская иранистика развивается в зарубежных социалистич. странах, особенно в Чехословакии (литературоведение - Я. Рыпка (J. Rypka a spolupracovníci, Dejiny perské a tadzické literatury, 2 vyd., Praha, 1963); И. Бечка, В. Кубичкова; древне-иран. культура - О. Клима; фольклор - Ян Цейпек), в ГДР (Г. Юнкер и др.), в Польше (И. Махальский), в Венгрии (И. Харматта, Ж. Телегди).

Основные центры иранистики

Афганистан. Историческое общество Афганистана (Анджуман тарихи Афганистан) в Кабуле (основано в 1942 году). Историко-этнографический музей в Кабуле (основан в 1918 году). Кабульский университет (основан в 1931 году).

Великобритания. School of Oriental and African Studies (основана в 1916 году). University of London. The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, Лондон (основан в 1823 году). Oriental Studies Section British Academy, Лондон (осн. 1901). Oxford University (основан в 12 веке). Institut of Oriental Studies University of Cambridge (основан в 13 веке). University of Manchester, Depart. of Persian Studies.

ГДР. Institut für Orientforschung der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Institut für iranische und kaukasische Sprachen, Humboldt Universität, Берлин (основан в 1809 году).

Индия. The Asiatic Society of Bombay (основана в 1804 году). Institut of Islamic Research (Дели); Calcutta University (осн. 1857). The Asiatic Society (в Калькутте, основана в 1784 году). Delhy University (основан в 1922 году).

Иран. См. в ст. Иран, раздел Важнейшие научные учреждения Ирана, изучающие историю.

Италия. Istituto Universitario Orientale di Napoli (основан в 1732 году), Istituto di Studi Orientali, Università di Roma (основан в 1303 году). Istituto perl'Oriente (Рим).

Норвегия. Universitetet i Oslo (основан в 1811 году). Indo-Iransk Institutt (основан в 1920 году). Norsk Orientalsk Selskap.

Польша. Instytut Orientalistyczny. Universytet Warszawski. Polska Akademia Nauk (основана в 1952 году). Zaklad Orientalistyki Polskiej Akademie Nauk. Universytet Krakowski (основана в 1364 году).

СССР. Институт народов Азии, институты этнографии, философии, истории, мировой экономики и международных отношений, мировой литературы, языкознания АН СССР; институты востоковедения АН Узбекистана, Азербайджана, Грузии; сектор востоковедения АН Армении; отдел востоковедения АН Таджикистана; институт восточных языков при МГУ, восточный факультет ЛГУ, унниверситеты Баку, Тбилиси, Еревана, Ташкента, Душанбе, Ашхабада; Музей восточной культур в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный этнографический музей в Ленинграде.

США. University of Michigan (основан в 1817 году). Harward University, Кембридж (основан в 1636 году). Near and Middle East Institute. Columbian University, Нью-Йорк.

Турция. Турецкое историческое общество (Türk tarih kurumu), Анкара (осн. 1931). Стамбульский и Анкарский ун-ты (осн. соотв. 1900 и 1946).

ФРГ. Universität Hamburg (основан в 1919 году). Göttingen Universität (основан в 1472 году). Seminar für Indologie und Iranistik.

Франция. Société Asiatique de Paris (основан в 1822 году), Université de Paris (основан в 1253 году). Département d'Iranologie de l'Institut Franco-Iranien, Ecole Nationale de la France d'Outrmer, Institut de l'Etudes iraniennes de l'Université de Paris.

Чехословакия. Orientalni Ustav, Ceskoslovenska Akademie Ved. Karlowa Universita (основан в 1348 году).

Основные периодические издания (кроме общеориенталистич. периодики): "The Middle East Journal", Wash., с 1946; "Намейе Фархангестан" ("Известия Акад. Наук"), Тегеран, с 1943; Рахнемайе кетаб (Путеводитель по книгам), Тегеран, с 1958:Фарханге Иранзамин (Культура Ирана), Тегеран, с 1953; Indo-Iranien Journal, 'sGravenhage, с 1957; "Ариана", Кабул, с 1942, на фарси; Indo-Iranica, Calcutta, с 1946; Iranica Antiqua, Leiden, с 1961; Zeitschrift für Indologie und Iranistik, Lpz., 1922-36.

И. С. Брагинский, Н. А. Кузнецова, Л. М. Кулагина. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Литература:

Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и в России, 2 изд., Л., 1925; Очерки истории историч. науки в СССР, т. 1-3, М., 1955-63; Постовская Н. М., Изучение древней истории Бл. Востока в Сов. Союзе (1917-1959 гг.), М., 1961; Брагинский И. С., К вопросу о периодизации истории народов Ср. Азии и Казахстана в досоветскую эпоху, в кн.: Материалы объед. научн. сессии, посв. ист. Ср. Азии и Казахстана в доокт. период, Таш., 1955; "Востоковедение в Ленинградском ун-те", Л., 1960; Дорошенко Е. A., Об историч. науке в Иране, "ВИ", 1955, No 7; Оранский И. М., Введение в иранскую филологию, М., 1960; Очерки по истории изучения иранских языков, М., 1962; Кузнецова Н. A., Кулагина Л. М., Моталаат дар барейе Иран (Исследования об Иране), "Пейаме навин", IV г. изд., No 8, 9, 10, 11, 12: V г. изд., No 1, 3; Тегеран, 1340-41 с. г. х. (1962-63); Шафа Ш., Джехане Ираншенаси (Мир иранистики), Тегеран, 1962; Iranican Bulletin of the Center for the study of civilization and culture of Iran and the Middle East, v. 1, Teheran, 1963; Arberry A., British contributions to Persian studies, L., 1942; Gabriel A., Die Erforschung Persiens, W., 1952; Historians of the Middle East, ed. by Bernard Lewis and P. M. Holt, L., 1962. См. также лит. при ст. Иран.

Понятие: