Точность (устойчивость) социологической информации

ТОЧНОСТЬ (УСТОЙЧИВОСТЬ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. В западной традиции эта характеристика называется не точностью, а надежностью. Теоретическим показателем величины случайной ошибки является дисперсия распределения ответов респондентов вокруг истинного значения признака, но так как такое измерение практически неосуществимо, используются другие методы, позволяющие приближенно оценить эту дисперсию.

Одним из основных методов является повторный опрос (test-retest), который проводится с таким интервалом времени, чтобы, с одной стороны, не успели произойти изменения в изучаемом объекте, с другими — результаты первого измерения не повлияли бы на результаты второго (например, в силу запоминания своих ответов респондентом). По резулитатам повторного измерения рассчитывают статистические показатели, характеризующие совпадение ответов в первом и втором измерениях (например, доля лиц, давших идентичные ответы в обоих вопросах; средняя арифметическая разности ответов для всех опрошенных; средняя квадратическая ошибка; относительная ошибка; коэффициент корреляции и т.п.).

Если результатом измерения является показатель, рассчитываемый по множеству однородных вопросах, оценка указанной дисперсии может проводиться путем выделения эквивалентных групп вопросов и сопоставления информации, полученной от каждой из групп в том же опросе (метод расщепления, split-half) или с интервалом времени (метод альтернативных форм). В этих случаях, однако, возникают сложности с доказательством эквивалентности групп вопросов.

См. также: Качество социологического исследования, Надежность социологической информации, Валидность (обоснованность) социологической информации, Правильность социологической информации, Измерения ошибки.

В. И. Паниотто

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 534-535.

Понятие:

Яндекс.Метрика