Брахманизм (СИЭ, 1962)
БРАХМАНИЗМ - религия Древней Индии, возникшая в период складывания рабовладельческих отношений в первые века 1-го тысячелетия до н. э. Брахманизм развился из ведической религии, от которой унаследовал анимистические и тотемистические воззрения и многобожие. Верховные божества брахманизма: Брахма - творец Вселенной, Вишну - сохранитель и Шива - разрушитель.
В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевленности природы и о перерождении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке, согласно созданному жрецами учению о воздаяний (карма), происходит в зависимости от добродетельности или греховности предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором - низкого общественного положения или даже в животном или растении. Определяющим для оценки добродетельности или греховности поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы - закона образа жизни, установленного якобы самим богом Брахмой. Для трудящегося и порабощенного основным в дхарме были безропотный труд и покорность. Брахманизм освящал общественное неравенство, объявляя деление общества на варны, установлением самих богов. Брахманизм освящал государство как учрежденный богами институт, а высших носителей власти - царей - объявлял богами в человеческом облике.
В брахманизме уделялось решающее значение обрядовой стороне религии - точному соблюдению многочисленных и сложных формальностей при исполнении жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т. д. Точное исполнение необходимых действий и правильное произнесение соответствующих священных формул на непонятном для непосвященных языке (санскрите) требовало профессиональных знаний и длительного обучения; это способствовало росту значения жречества. Брахманизм опутывал сознание человека грубейшими суевериями, заставлял его верить в множество богов, демонов, злых духов. Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов. Брахманизм развивал представление о способности человека посредством различных мер по умерщвлению плоти добиться особого благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. С дальнейшим развитием рабовладельческих отношений брахманизм с его родоплеменной исключительностью не мог служить удовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий и встретил серьезного соперника в лице буддизма. В борьбе с буддизмом и под его влиянием брахманизм трансформировался в индуизм.
В Индии исследование брахманизма началось в средние века - разрабатывались в основном религиозно-философские проблемы брахманизма; известен ряд выдающихся ученых - Шанкара, Рамануджа, Саяна и другие, о трудах которых известно прежде всего по составленным ими обширным комментариям к древним текстам. Затем брахманизм изучался главным образом религиозными реформаторами и историками философии (С. Н. Дас Гупта, С. Радхакришнан и др.). Изучение брахманизма европейской наукой началось с конца 18 века, когда было предпринято печатание текстов и их переводов на европейские языки. Среди многих исследователей следует отметить В. Джонса и М. Монье-Уильямса (Англия), А. Барта (Франция), X. Лассена, М. Мюллера и А. Вебера (Германия), Е. В. Хопкинса (США). Несмотря на успехи мировой науки в изучении брахманизма, многие вопросы, особенно касающиеся общественных корней брахманизма и его значения в разные периоды истории Древней Индии, остаются до сих пор еще далеко не выясненными.
Г. Ф. Ильин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Литература:
Барт А., Религии Индии, пер. (с франц.), М., 1897; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1., пер. с англ., М., 1956; Renou L., Religions of ancient India, L., 1953; Monier-Williams M., Religious thought and life in India, pt. 1 - Vedism, brahmanism and hinduism, 2 ed., L., 1885.