Психология спорта (Головин, 1998)

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА — направление психологии, изучающее закономерности проявления и развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (см. психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (см. стресс), способах повышения эффективности тренировок.

Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности.

В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов — чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (см. антиципация; интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.

Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.

Основные задачи психологии спорта следующие:

1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;

2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);

3) подготовка к соревнованиям;

4) произвольная психическая регуляция;

5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.

В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие:

1) проблемы формирования команд;

2) отношения межличностные в них;

3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства;

4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом;

5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с «фанатами»;

6) проблемы межкомандных взаимоотношений (см. отношение межгрупповое), и пр.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 630-634.