Трагическое (Фролов, 1991)
ТРАГИЧЕСКОЕ (греч. tragicos — трагический, относящийся к трагедии, в своем происхождении связано с культом бога Диониса) — категория эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, противоречия общественного развития, личности и общества, борьбу прекрасного и безобразного. В Т. проявляются неразрешимые на данном этапе противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. В противоположность идеалистическому толкованию сущности Т., которая усматривалась в безысходности человеческого существования, марксистская эстетика основную причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития. Маркс и Энгельс различали трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против отживших старых порядков и неспособных в данных условиях одержать победу, и трагический уход со сцены исторически изжившего себя класса, еще не исчерпавшего окончательно своих возможностей, когда отдельные представители старых общественных порядков осознали обреченность своего класса, но не смогли порвать с ним связей и перейти на позиции нового класса, которому принадлежит будущее. Трагические противоречия приводят к тяжелым страданиям и нередко к гибели героя. Но они порождают в сердцах людей не только скорбь, но и эстетическое переживание (катарсис), которое оказывает очищающее воздействие на чувства и сознание человека, воспитывает в нем ненависть к низменным явлениям и закаляет волю и мужество. В этом заключается т. наз. парадокс Т. Эпоха социалистической революции и строительства нового общества породила новый тип трагических героев, которые отличаются революционной оптимистической целеустремленностью, сознанием целей борьбы, верой в торжество передовых идеалов, в силы народа и готовностью к самым тяжелым испытаниям и даже к смерти во имя лучшего будущего. Выражая и утверждая эстетический идеал, Т. является формой проявления прекрасного, возвышенного. Специфической формой воплощения Т. в искусстве является трагедия («Гамлет» Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.).
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 464-465.