Греческая философия

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (от слова philosophia, т.е. «любовь к знанию») занималась более широким кругом вопросов, нежели философия современная. По сути своей это был поиск нового знания посредством рассуждений, связанных и с научными исследованиями, и с размышлениями о политической и общественной жизни, и с моралью, и даже с отдельными религиозными вопросами.

Судя по всему, греческая философия зародилась в ионийских городах Малой Азии в VI веке до н.э. Философы того времени, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (все — из Милета) в основном занимались размышлениями об устройстве Вселенной и искали некое общее первоначало, из которого, по их убеждению, возникло все в нашем мире.

Пифагор (конец VI века до н.э.) видел основу Вселенной в числах и во взаимоотношениях между ними. Гераклит (рубеж VI—V веков до н.э.) отошел от идеи единого первоначала, которое, изменяясь, образовывало различные вещи и явления. Он полагал, что материя сама по себе постоянно изменяется, а весь наш мир представляет собой непрерывно меняющийся поток. Ксенофан (конец VI — начало V века до н.э.) создал рационалистическое учение о богах.

В начале V века до н.э. Парменид и Зенон провели различие между тем, что они считали реальным, вечным и неизменяемым материалом Вселенной, и иллюзорными, постоянно изменяющимися и разнообразными явлениями, доступными нашим чувствам. Эмпедокл впервые в истории философии предложил теорию, согласно которой Вселенная состоит только из четырех элементов (земля, воздух, огонь и вода), а разные вещи состоят из их различных сочетаний. Анаксагор из Клазомен полагал, что Вселенная содержит «семена» всех веществ. Он также ввел понятие разума (nous) как некоего начала, отличного от материи и являющегося оживляющим принципом силы и порядка. Левкипп считался основоположником теории, согласно которой Вселенная состоит из огромного количества механически соединенных атомов. Впоследствии эта теория была развита Демокритом.

Кульминацией греческой философии стала деятельность Сократа во второй половине V в. до н. э., а также Платона и Аристотеля в IV веке до н. э. Впрочем, та среда, в которой возникали их философские идеи — независимый город-государство (который, по их мнению, должен был просуществовать еще долго), — была уничтожена в результате завоеваний Александра Македонского. Это серьезно изменило мировоззрение философов последующего времени, таких как стоики и эпикурейцы, которых интересовал уже другой круг вопросов. Эллинистические мыслители больше задумывались уже не над природой реальности и познания, а над практическими проблемами повседневного поведения человека. Подобные философы пытались найти способ достижения такого состояния духа, которое позволило бы индивиду быть счастливым или, по крайней мере, довольным жизнью вне зависимости от внешних обстоятельств. Другие философские идеи, например высказывавшиеся скептиками и киниками, также отражали изменение взгляда на мир, в принципе представлявшее собой шаг от размышлений и поиска к смирению и принятию окружающей действительности.

Известны нам и женщины-философы, относившиеся к различным философским школам (прежде всего — к пифагореизму) и писавшие философские работы и письма, часть которых дошла и до нашего времени.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 434.