Ономастика (Чубарьян, 2014)

ОНОМАСТИКА - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая имена собственные как феномен определенной культуры. Также термином «ономастика» может обозначаться совокупность имен собственных данного языка, отмеченных на данной территории или принятых в данном сообществе и т. д. Внутри ономастики могут выделяться субдисциплины - топонимика (изучение названий географических объектов), антропонимика (изучение имен людей), астронимика (изучение названий небесных тел) и т. д.

Значение ономастики для исторических исследований объясняется тем, что имя собственное всегда мотивировано. Так, выбор имен для географических объектов определяется, прежде всего, признаками последних, наблюдаемыми или воображаемыми: озеро вытянутой формы будет названо Долгим, остров, на котором стоит часовня, станет Святым, поселение, основанное на месте торговли, получит название Торг (Торжок) и т. п. В силу этого, все топонимы, по определению, имеют прозрачную этимологию, присутствие же «непрозрачных» на современный взгляд названий (Москва, Яхрома) свидетельствует о том, что нынешнее население данной территории является пришлым и вытеснило в процессе миграции какой-то другой народ, заимствовав у него устоявшиеся названия некоторых географических ориентиров. Определив, из какого языка происходят те или иные топонимы (при-знаком чего станет возможность их лингвистически приемлемого объяснения), исследователь получает возможность существенно уточнить картину этнических и миграционных процессов на изучаемой территории.

Разные группы имен собственных функционируют по-разному. В частности, если топонимы указывают на объективные свойства называемых объектов, то выбор личных имен (антропонимов) диктуется не в последнюю очередь общественными нормами, с точки зрения которых этимология и словарное значение имен могут быть менее существенны, чем тот факт, что, например, имя Андрей (др.-греч. Ἀνδρέας «мужественный») - христианское и русское (в др. европейских языках ему соответствуют Эндрю, Андрэ, Анджей и т. п.), а имя Салават (от названия мусульманского благословения) используется у тюркских народов. Как следствие, выбор имени ребенка определяется не только эстетическими представлениями родителей, но и их самосознанием, желанием позиционировать себя в качестве представителей определенной общности, этнической или религиозной. Кроме того, социокультурное окружение определяет количество имен у человека, порядок употребления патронимов (отчеств) и родовых имен (фамилий). Изменение соответствующих практик может служить признаком существенных трансформаций общества. Впрочем, общий принцип анализа ономастического материала одинаков во всех случаях: рассматривая присвоение имени собственного как результат свободного выбора того или иного человека (первооткрывателя, родителей, священника и т. п.), историк пытается найти объяснение этого выбора, и, в результате, с одной стороны, уточнить свои знания о событийной канве истории, а с другой - приблизиться к пониманию ценностных систем прошлого.

Специфика объекта изучения диктует междисциплинарный характер ономастических исследований, выполняющихся на стыке истории, филологии и лингвистики, с широким привлечением данных археологии, генеалогии, исторической географии, социальной антропологии, этнологии и др. исторических дисциплин.

Д. А. Добровольский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 352-353.

Литература:

Березович Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: мифопоэтический образ пространства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2010;

Веселовский С. Б. Ономастикон: древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974;

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд. М., 1988;

Унбегаун Б. О. Русские фамилии. 2-е изд., испр. М., 1995;

Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий: (вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв.). М., 1959.

Понятие: