Идеализм (Кузнецов)
ИДЕАЛИЗМ — философская концепция, утверждающая, что физические объекты не существуют вне сознания, независимо от сознания, т.е. вне их восприятия и мышления о них. У человека нет возможности судить о существовании внешнего мира кроме использования своего сознания как средства обращения к физическому миру. То, что существует, существует не только посредством сознания, но и в сознании. Поэтому, чтобы всякое физическое тело было воспринимаемо для человека, оно должно существовать как идеальное. Но для И. как последовательной монистической теории недостаточно наличия связи между физическим и идеальным миром. Такая связь признается и дуализмом. Для И. специфично утверждение, что реальность изначально духовна. В то же время представители И. никогда не утверждали, что физические объекты не существуют, а настаивали на том, что они не имеют субстанциальных свойств, совокупность которых могла бы быть подведена под категорию материи. Отрицание материи не равнозначно наличию неподлежащих наблюдению реальных объектов. Последовательные идеалистические концепции как философские системы складываются в Новое время (Лейбниц, Шеллинг, Фихте, Гегель, Беркли).
И. — далеко не однородное течение, имеются различные его виды. С гносеологической точки зрения И. может существовать в форме эмпиризма или рационализма. Например, Беркли — безусловно представитель эмпиризма. Для него опыт является исходным материалом познания, совокупностью воспринимаемых при помощи органов чувств фактов. Поэтому он — эмпирист. Но в то же время он — идеалист, т.к. существуют, с его точки зрения, только факты сознания. «Esse est percipi» — «существовать — значит быть воспринимаемым». Для сознания факт становится существующим, если он воспринимается или может быть воспринятым. Вы-сказывания «нечто существует» и «нечто вос-принимаемо» равносильны. Субстанция как носитель даже первичных качеств объектов не может восприниматься, поэтому она не существует. Поскольку материя представляет собой невоспринимаемую субстанцию, то она не существует. Противоположную гносеологическую позицию занимает Гегель. Он считал, что мир может быть познан при помощи интеллектуальных средств, к которым относятся рассудок и разум. Рассудок описывается Гегелем как диалектический синтез чувственной достоверности и восприятия. Он используется для познания эмпирического мира. Для полного охвата духовной реальности необходимо главное средство познания — разум. Именно разум способен представить всю картину восхождения Духа. С этой стороны, Гегель — рационалист. Но с другой стороны, Гегель считает, что физический мир представляет собой различные ступени реализации пантеистически разлитого в природе сознания. Противоположности духовного и физического у Гегеля не сводятся друг к другу ни в каком отношении (нельзя сказать, что духовное определяется физическим и, наоборот, физическое определяется духовным), а синтезированы в некой независимой ни от чего первооснове, которую он называет Духом. Поэтому гегелевская концепция является монистической и идеалистической. Ряд исследователей называют ее абсолютным или объективным И.
Субъективным И. называются концепции, в которых мир представлен как факт нашего (моего) сознания. То, что наиболее реально для познания, является интеллектуальной конструкцией Эго. Духовное Эго очерчивает границы нашего познания. Такой версии идеализма придерживался, в частности, Фихте.
Все многообразие идеалистических систем объединено одинаковым отношением к реальности, которая не существует независимо от сознания, и попытками решить проблему природы сознания философскими средствами, так как средств конкретных наук для этого недостаточно.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 179-180.