Кумранские рукописи (Новиков, 1987)
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ - условное наименование (по месту нахождения) древних рукописей, обнаруженных на северо-западном побережье Мертвого моря в пещерах Вади-Кумран, Вади-Мураббаат, Айн-Фашхи и Масады. Первые свитки были найдены в 1947 году в одной из пещер Кумрана. Впоследствии археолога обследовали в районе Кумрана 200 пещер, в 11 из них нашли около 40 тысяч различной величины фрагментов рукописей, преимущественно написанных на древнееврейском и арамейском языках. Они являются остатками древних рукописной библиотеки, насчитывавшей примерно 600 книг, из которых только 11 сохранились почти полностью. До последнего времени издана лишь часть Кумранских рукописей. Наукой установлено, что начиная со 2 века до н. э. по первую треть 2 века н. э. в Кумранах проживала иудейская секта, вероятнее всего эссенов, которой принадлежала вышеупомянутая библиотека. По своему содержанию Кумранские рукописи подразделяются на библейские книги (две версии книги Исайи, книги Иова, Псалмов, Иезекииля, Левит), сочинения самой секты (Устав, Война сынов света против сынов тьмы, Гимны, Комментарии на книги Аввакума, Наума, Осии и др.) и деловые документы (письма руководителей восстания против Рима в 132-135 годы Бар-Кохбы, его записки и др.). Изучение Кумранских рукописей дает возможность исследовать эволюцию текстов и идей Ветхого завета и историю его канонизации, организацию и быт секты, являющейся промежуточным звеном между иудаизмом и ранним христианством. Кумранские рукописи содержат богатый материал о социальной и религиозной истории Иудеи 2 века до н. э. - 1 века н. э. Они пронизаны мессианскими и эсхатологическими идеями, выразившими отчаяние народных масс Иудеи в борьбе за переустройство мира на началах справедливости, их веру в приход посланца бога для наказания нечестивцев и спасения праведных. Много внимания в сочинениях кумранитов уделено «учителю праведности», избраннику божьему, который якобы преследовался неким нечестивым жрецом. Несомненно, что евангельский Иисус имеет родственные черты с кумранитским «учителем праведности» и что верования кумранитов оказались одним из многих источников мифа об Иисусе Христе. Несомненно и то, что идеи кумранитов оказали влияние на формирование социальных, этических и религиозных воззрений авторов Нового завета.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 136-137.