Перцепция социальная

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. п.

Позднее под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций и др. Было установлено, что восприятие социальных объектов имеет ряд специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов: 1) социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту; воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону; 2) внимание субъекта перцепции социальной сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных (см. Атрибуция каузальная)-, 3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонент с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

В этой связи данный термин приобретает в психологии социальной расширительное толкование, что отличает его от толкования в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяют субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследовании процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение перцепции социальной связано с уточнением ее роли в регуляции поведения и деятельности индивида и социальных групп (см. Теория соответствия когнитивного) и с уточнением характеристик субъекта и объекта восприятия.

Первоначально выделяли три класса социальных объектов: другой человек, группа и социальная общность; в качестве субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделяли три относительно самостоятельных класса процессов перцепции социальной: межличностное восприятие, самовосприятие и межгрупповое восприятие.

В отечественной социальной психологии первые исследования в области перцепции социальной были посвящены восприятию и оценке человека человеком. Введение принципа деятельности позволило представить социальную группу как субъект деятельности, а следовательно, как субъект восприятия. Было выделено восемь вариантов перцепции социальной: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой другой группы или групп. Тем самым в исследования был введен «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а также учтен принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: 1) формирование нормативов и эталонов перцепции социальной; 2) структурная типология восприятия межличностного и межгруппового; 3) восприятие статуса индивида в группе; 4) точность и адекватность взаимного восприятия людьми друг друга; 5) закономерности и эффекты межгруппового восприятия.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 376-377.

Понятие:

Яндекс.Метрика