Седили

«Седили» — городские органы власти Неаполя. «Седили», называвшиеся также «пьяццы» или «седжи», много веков представляли собой самый важный орган власти в Неаполе. Они вели свое происхождение от собраний городских «грандов» в открытых залах для обсуждения деловых или политических вопросов. В древние времена на эти политические ассамблеи призывались граждане, отличавшиеся благородным происхождением, богатством, но также и знаниями. В Средние века и позднее известны четыре пьяццы, по одной на каждый из главных городских районов: Пяцца Капуана называлась так по местонахождению на Капуанской дороге, Пьяцца Форчелла — потому что в этом квартале делали колодки для наказания преступников, Пьяцца Монтанья — потому что находилась вверху над городом, Пьяцца Нило — потому что рядом с ней египетские купцы из Александрии поставили статую реки Нил (она сохранилась доныне). С увеличением населения Неаполя были созданы еще две пьяццы: Пьяцца Порто и Пьяцца Пор таново в одноименных кварталах. В 1500 г. Пьяцца Капуана постановила, что отныне ее членами будут только потомки дворянских родов по обеим линиям. Вскоре ее примеру последовали другие седили: право рождения вытеснило права заслуг и других достоинств.

Итак, заседать в пьяццах имели право только те, кто пользовался правами гражданства. После реформ Карла I Анжуйского  граждане были разделены на две категории: патриции пьяцц и патриции народа. Первых было мало, но у них было шесть Седили, вторые, хотя были в большинстве, имели одну-единственную пьяццу — Пьяцца Селлерия, собиравшуюся в клуатре монастыря августинцев Сант-Агостино делла Цекка в квартале Пор- танова. Остальные благородные семьи, не имевшие своей пьяццы, могли приписываться к этой, но на деле у них вовсе не было прав гражданства, а потому они мало интересовались общественными делами.

В каждой из пьяцц заседало по шесть депутатов, кроме Пьяцца Нило, где депутатов было пять. Депутаты каждой пьяццы избирали из своей среды одного, так и называвшегося: «выборный» (eletto). Было шесть выборных от дворянства и один от народа. Пьяццы благородных каждый год по очереди избирали мэра, который представлял все королевство и все дворянство. Седили занимались вопросами административного и судебного характера. Кроме того, они были хранителями знаменитой сокровищницы святого Януария, в которой находились дорогие картины, золото, самоцветы и другие драгоценности.

Семеро избранных ведали экономикой коммуны; они назывались трибуналом Сан-Лоренцо;  этот политический орган осуществлял исполнительную власть в городе. Говоря точнее, они ведали продовольственным налогом и «грашьей» — органом, ответственным за продовольственное снабжение города. Король назначал особого министра («грассьере», или префекта, продовольственного налога), который председательствовал на собраниях избранных, но не имел права голоса. Избранные устанавливали цены (assist) на продукты питания, издавали указы, налагали штрафы и могли арестовать нарушителей. Они имели право давать права гражданства и возводить в дворянство, но без права заседать в седили. Они же были и верховными судьями. Каждый месяц один из них по очереди получал звание giustiziere и разбирал гражданские дела об обмане покупателей торговцами. По понедельникам и пятницам выборный от народа мог отправиться на базар и тут же вершить правосудие для торговцев. Он также ведал в основном продуктами, необходимыми для жизни города. Между избранным от дворянства и избранным от народа всегда лежала черта: первые ненавидели его и во всем старались противодействовать.

Ясно, что седили были органом политической и экономической власти дворянства. Вот почему король Фердинанд IV, вернув себе власть после республиканского эксперимента 1799 г., окончательно упразднил их. Дело было в том, что когда после неудачи похода на Рим король с семейством бежал из Неаполя от наступавшей французской армии Шампионне, «избранные», пользуясь случаем, не признали власти назначенного Фердинандом наместника Франческо Пиньятелли; 30 декабря они решительно отказались ему подчиняться и сами назначили «Совет доброго управления». Все это говорит о том, что с приходом Бурбонов в Неаполе создалась напряженная обстановка, так как знать видела в сильной королевской власти значительное ограничение собственных традиционных прерогатив. Впрочем, Бурбоны ограничивали их вполне сознательно, чтобы самим править, сосредоточив власть при дворе. В момент революции 1799 г. неустойчивое равновесие нарушилось. Вернувшись к власти, Фердинанд IV указом 25 апреля 1800 г. упразднил традиционный орган власти, а вместо него назначил Сенат, надеясь лучше контролировать знать.

Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 91-94.

Понятие: