Буржуазия [Англии XVI века]

БУРЖУАЗИЯ. Средний класс не был однородной группой людей, однако определить его можно прежде всего через географическую принадлежность. Буржуа были обитателями крупных и маленьких городов (bourgs). Именно в этом главное отличие буржуазии от джентри, обычно поселявшихся в деревне и стремившихся интегрироваться в аристократические круги. Внутри класса буржуазии существовали вертикальные и горизонтальные различия. Ремесленничество и торговля все еще подчинялись четким правилам, регулировавшим, например, число лавок и мастерских, в которых разрешалось заниматься одним и тем же ремеслом, из-за чего новичкам было трудно открыть свое дело. Торговцы и ремесленники опасались конкуренции. При этом между собой они не соревновались, цены определялись ремесленными цехами, а оградиться они старались от чужаков, прежде всего иностранцев. Когда в Лондоне и других городах обосновались ткачи и другие ремесленники, бежавшие из Франции и Нидерландов, где они подвергались преследованиям как протестанты, англичане выступили против новоприбывших, несмотря на то что они были одного с ними вероисповедания. Существовали целые династии ремесленников, где дело переходило от отца к сыну при условии, что наследник изучал ремесло, проходил долгий курс обучения и получал звание мастера, заверенное местным магистратом. В каждом городе ремесленные цеха держали монополию. Никому не разрешалось одновременно иметь несколько мастерских, а идеи мастерских-филиалов еще не было. Гильдии еще не утратили свой корпоративный дух, свои эмблемы, свою гордость. Каждый год день святого — покровителя гильдии отмечался торжественно и весело, хотя в англиканской религии более не существовало культа святых (впрочем, по этому поводу не было издано специального церковного указа). У класса ремесленников и купцов были свои традиции и обычаи, свой уклад жизни, они по преимуществу наслаждались своим материальным благополучием, не завидуя и не стремясь подражать аристократам. Тем не менее, из-за того что в этих кругах было принято право первородства, а также существовали монопольные ограничения на торговлю и ремесла, не все из многочисленных сыновей ремесленников могли продолжать дело своего отца. Впрочем, у них была возможность поступить в университет или найти другую профессию. Кристофер Марло * был сыном сапожника, а Бенджамин Джонсон ** происходил из семьи каменщика. Не все богатые горожане стремились изменить свой образ жизни, однако некоторые хотели разбогатеть еще больше и приобрести власть, которую дают деньги. Самым выгодным занятием была торговля, в особенности международные торговые операции.

Представители буржуазии имели право носить удобную одежду, однако она должна была быть по преимуществу темных цветов и без особых украшений, характерных для аристократического костюма. Поскольку часть буржуазии склонялась к кальвинистской морали, сурово осуждавшей легкомыслие и выставление напоказ своего благополучия, правила в отношении костюма были как раз очень кстати. Мало того, эти правила оказали влияние на убеждения некоторых горожан: поскольку им приходилось одеваться, как пуритане, они и стали пуританами. Однако также существовал и синдром «мещанина во дворянстве»: в надежде проникнуть в высшие круги нувориши начинали с приобретения роскошной одежды. Таким образом, тех, для кого роскошь была обязанностью, и тех, для кого она была знаком общественных амбиций, разделяла идеологическая пропасть. Ремесленники должны были носить эмблему своего ремесла, и любой мог отличить мастера от его работников и подмастерьев. В елизаветинском обществе эмблема ремесленника имела схожую функцию с гербом аристократа.

Примечания

* Кристофер Марло (1564—1593) — английский поэт, переводчик, драматург-трагик, шпион. - Примеч. пер.

** Бенджамин Джонсон (1572—1637) — английский поэт, драматург, актер, теоретик драмы. — Примеч. пер.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 118-120.

Понятие: