Тленамакак

ТЛЕНАМАКАК. Жрецы огня, или тленамакак (продавец огня), совершали человеческие жертвоприношения. Хотя при этом им помогали и другие жрецы, только жрецы огня могли при помощи кремневого ножа извлекать сердце у жертвы. Готовясь к жертвоприношению, жрец огня раздевал пленного. Жертву поили вином и слегка били. Иногда пленный, особенно если он был вождём, сопротивлялся; если же он не был вождём, то ложился спиной на круглый жертвенный камень, и жрец, вскрыв его грудь, хватал сердце и поднимал его навстречу солнцу. После жертвоприношения жрецы, держа в руке голову пленного, плясали.

Тленамакак, кроме того, проводил праздник Нового Огня, отмечаемый каждые 52 года. Данная церемония, также называемая Тошиумолпилиа, или «связывание лет», гарантировала возрождение Солнца и движение космоса в течение ещё 52 лет. Жрецы приносили приготовленные по особому ритуалу вязанки дров, олицетворявшие прошедшие 52 года, которые сжигали на вершине священной горы

Уишачтлан (место колючего дерева), или Холме Звезды. Эти языки пламени порождали Новый Огонь и новую космическую эру.

Подобно всем ацтекским ритуалам, церемония Нового Огня проводилась в соответствии со строгой процедурой. Всё население города смотрело на Холм Звезды и внимательно наблюдало за движением звёзд, особенно Тианкистли, означающей в переводе «рынок», группы, называемой нами Плеядой. Видя, что небеса по-прежнему движутся, тленамакак приносил в жертву воина. Он вскрывал ему грудь кремневым ножом, вырывал сердце и бросал его в огонь, зажженный на глазах всего города в грудной полости воина. После этого горожане надрезали себе уши и стряхивали капли крови в направлении горящего на горе костра. Затем этот Новый Огонь доставляли сначала к подножию горы, а затем к святилищу Уицилопочтли на вершине Великого храма в Теночтитлане. Жрецы огня, а также гонцы разносили этот огонь по городам, и местные жители брали его домой.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 128-129.

Понятие: