Блазон

БЛАЗОН (фр. blason, исп. blasón, порт. brasâo) — словесный вариант герба, равнозначный его изображению (например, красный с золотой правой перевязью). Процесс точного технического описания герба с использованием терминов геральдики называется блазонированием. Блазон ведет происхождение от устного комментирования хода поединка и других частей рыцарского турнира герольдами и иными гербовыми должностными лицами для того большинства зрителей, которые находились не на трибунах и потому не могли видеть деталей происходящего. Блазон полностью выражает герб наравне с изображением; в Средние века мог существовать совершенно самостоятельно. Многие средневековые гербовники состоят только из блазона без каких-либо изображений. В Средние века термин «блазон» заменял термин «геральдика», появившийся только в XVII веке.

Средневековый блазон ограничивался воспроизведением щитовой части герба. С середины XIV века упоминался шлем. Начиная с XVII века блазон постепенно становился все более пространным и в настоящее время представляет собой полное описание всех элементов герба. После блазонирования щита рассматривается верхняя часть герба: шлем с краткой характеристикой (новый, старый, увенчанный короной, его положение относительно щита); шлемовый намет с обозначением его цветов; бурлет, шлемовая эмблема (нашлемник). Далее указываются щитодержатели, знаки почетных званий, помещенные вне щита; орденские знаки, гербовые мантии; последним упоминается девиз.

Язык блазона зародился в конце XII — XIII веке и поначалу вписывался в поле обычной речевой практики. Однако исполненный профессиональной технической терминологии, он зафиксировался и стагнировал. Несмотря на отдельные изменения, происходившие вплоть до конца XIX века, основное ядро блазона сохранилось с XV века. Язык блазона достаточно архаичен и сохранил много устаревших слов и языковых форм. В блазоне отсутствуют глаголы, блазон полей отделяются друг от друга точкой с запятой. Следует заметить, что блазон многопольных гербов являются сложными, но следующими единому порядку конструкциями. Блазонирование как совокупность технических терминов, правил и приемов, использущее относительно небольшое число основных геральдических терминов (около 500), позволяет выразить словесно большую часть гербов. Правильный блазон в большинстве случаев дает возможность создать верное изображение герба. И если средневековый блазон был способом выражения традиционных геральдических композиций, то, начиная с XVII века, по мере усложнения гербов, блазонирование нередко становилось все более затруднительным, особенно когда в терминах блазона требовалось выразить весьма прихотливые и оригинальные формы.

Последовательность блазона герба сформировалась исторически и является установленной и общепринятой. Сначала называется деление щита (рассеченный, пересеченный и т. д.), затем указывается цвет каждой из частей в последовательности сверху вниз и геральдически справа налево. Если в гербе больше двух или трех частей (четверочастный и более), то, даже если геральдических цветов всего два, число частей обязательно должно быть упомянуто; первым указывается цвет верхней или геральдически правой частей. Порядок блазонирования гербовых полей определен той же последовательностью, что и при совмещении гербов. Блазон любого геральдического поля (всего герба или любой его части) сначала упоминает цвет поля, затем фигуры, затем обременения этих фигур, обременения обременений, и под конец элементы, расположенные «поверх всего». Когда в щите несколько гербовых фигур, то начинают с главных. Если в поле содержится несколько фигур, не относящихся к гербовым фигурам первого или второго порядка, то главной фигурой считается большая по размеру. Закончив описание фигур в наиболее почетных верхней и правой частях, переходят к нижней и левой. Первой рассматривают фигуру, которая крупнее других или помещена в гербовом поле правее или выше прочих. В западной традиции при описании геральдической фигуры сначала называют ее тип, затем цвет; в русской наоборот.

В западноевропейской традиции XV—XVI веков термин «блазон» был более многозначен. В широком смысле он обозначал совокупность эмблем, составляющих геральдический щит и всего, что относится к гербам. Иногда он мог иметь значение «изъяснения», «толкования» (blason des couleurs), а также объяснения значений цветов и металлов в гербе. В этом значении он сближается с одноименным термином в истории французской литературы XV—XVI вв. Там блазон — это небольшое стихотворное произведение, излагающее свойства чего-либо — иногда хваля, а часто высмеивая их. Пример последнего — сатирическая поэма XV века «Le Grand Blason des fausses amours», представляющая собой диалог рыцаря и монахини (см. [Méon M.] Blasons, poésies anciennes des XV et XVI siècles. Paris, 1809). С XVII века на первый план вышло еще одно значение термина: наименование специального знания, относящегося к гербам и в этом смысле близкого к понятию формальной геральдики (например, правила блазона) или «искусства гербов» (например, в выражении «геральдика есть искусство блазона»). Начиная со Средневековья сочинения по формальной геральдике назывались геральдическими трактатами (traités de blason). В романских языках слово «блазон» часто является синонимом слова «герб».

А. П. Черных.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 6-7.

Литература:

Boos E., Menestrier C. Fr. La méthode du blazon. Paris, 1976;

Cadenas y Vicent V. de. Diccionario heráldico: terminos, piezas y figuras usadas en la ciencia del blason. Madrid, 1984;

Lippincot Kr. The Genesis and Significance of the XVth century Italian imprese // Chivalry in the Renaissance. Woodbridge, 1990. P. 49—76;

Brault G. J. Early Blazon, Heraldic Terminology in the Twelfh and Thirteenth Centuries. Oxford, 1997;

Caratti di Valfrei L. Dizionario di araldica: i significati e le figure di 3200 termini araldici. Milano, 1997;

Boos E. de. Dictionnaire du blason. Paris, 2002.

Понятие: