Идеализация в искусстве

ИДЕАЛИЗАЦИЯ В ИСКУССТВЕ - метод художественного обобщения, состоящий в выделении потенциально возможных, как позитивных, так и негативных, сторон действительности и придании им в образной форме эстетически значимого облика. В эстетике идеализация сходна с типизацией (обобщением наиболее часто встречающихся характерных сторон явлений и выражением их художественными средствами). В идеализации доминирует представление о должном, возводя к образцу или антиобразцу. В классической эстетике идеализация чаще всего связана с возвышением позитивного момента, его одухотворением.

Так, Шеллинг при исследовании живописи писал об И. в и. как о воспроизведении идеальных сторон телесных образов (ср.: Кандинский В. О духовном в искусстве). Идеальной, по Гегелю, является налично сущая необходимость, внутренняя всеобщность. Развивая идеи Шиллера о том, что каждый человек носит в себе задатки идеального человека, Гегель говорил о возвышении человека до родового существа в процессе эстетического совершенствования. Для него искусство является единением духовного с чувственной стороной, с плотью и кровью. Анализируя живопись малых голландцев, Гегель интерпретировал И. в и. не как украшательство, а как одухотворение, как просвечивание идеальности внутренней жизни человека сквозь прозаическую действительность. Не потеряла своего значения и его концепция постепенной дематериализации, или движения в сторону идеального в материале искусств: от архитектуры к скульптуре, живописи, музыке, поэзии.

И. в и. свойственна этикету и ритуалу в культуре, «эстетике тождества» (Ю. Лотман), в которых творческий процесс подчинен канону, а также фольклору, где носит пародийно-игровой и лубочно-идиллический характер. Она присуща восточным, африканским и латиноамериканским культурам, античной классике, западноевропейскому и русскому средневековью. Ее черты обнаруживаются в классицизме и романтизме, в «эстетике различий», когда культурное сознание индивида поворачивается в сторону желаемых форм жизни и ценностей. Полноценную художественную И. в и. следует отличать от фальшивого приукрашивания, намеренного игнорирования теневых и прозаических сторон жизни.

Литература:

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966;

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 4. М., 1973;

Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т. 1. Таллинн, 1992;

Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992;

Волкова Е.В. Гегель о системе искусств // Вестник Московского университета. Сер. VIII. Философия. 1970. № 4.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 179.