Пролеткульт (НФЭ, 2010)
ПРОЛЕТКУЛЬТ – направление в культуре России первых лет советской власти, развиваемое союзом пролетарских культурно-просветительских организаций. Организационное оформление произошло на 1-й Петроградской конференции 16–19 октября (29 октября – 1 ноября) 1917 годас включением союза в систему Наркомпроса. Пролеткульт имел свои отделения в ряде городов и развернул активную деятельность, в которой попеременно то продуктивно сотрудничал с Наркомпросом, то яростно ему оппонировал. Руководителями и теоретиками пролеткульта были А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Ф.И. Калинин, В.Ф. Плетнев и др. Пролеткульт стремился создать особую «пролетарскую культуру» на пренебрежительном отношении к культурным ценностям прошлого. Его характерной особенностью было соединение в своих рядах старой интеллигенции и рабочей молодежи. В 1918 году было зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-заводских организаций пролеткульта. 1-я Всероссийская конференция пролеткульта (Москва, 15–20 сентября 1918 года) приняла устав, избрала Центральный комитет, который создал Всероссийский совет и отделы: организационный, литературный, издательский, театральный, библиотечный, школьный, клубный, музыкально-вокальный, научный, хозяйственный. К 1919 году в пролеткультовском движении участвовало уже около 400 тысяч человек. Культурная политика пролеткульта пропагандировалась в журналах «Пролетарская культура», «Горн», «Грядущее», «Зарево заводов». Задачу воспитания в рабочих массах пролетарской культуры ставила перед собой также организованная Богдановым, ведущим теоретиком пролеткульта, литературная группа «Вперед». В статье «Методы труда и методы науки» он недвусмысленно писал: «Одна из основных задач нашей новой культуры – восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествовавшего развития... Эту идею надо последовательно провести во всем изучении, во всем изложении науки, преобразуя то и другое, насколько потребуется. Тогда царство науки будет завоевано для пролетариата» («Пролетарская культура», 1918, № 4, сентябрь).
Теоретические основы и практика пролеткульта оценивались, как правило, в связи с его совпадениями или отклонениями по отношению к официальной доктрине марксизма, что было зафиксировано в проекте резолюции «О пролетарской культуре», написанным В.И. Лениным для обсуждения в ЦК РКП(б), а также в письме ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», выработанном при его же участии, с разъяснением отношения партии к пролеткульту и критикой ошибок его руководителей.
В 1920 году московские поэты В.Д. Александровский, М.П. Герасимов, В.В. Казин, С.А. Обрадович и другие покинули пролеткульт и образовали идеологически близкую группу «Кузница». Письмо «О Пролеткультах», опубликованное 1 декабря 1920 года в официальной партийной газете «Правда» и воспринятое как руководство к действию, привело к распаду большинства организаций пролеткульта, который в 1925 году перешел в ведение профсоюзов, а в 1932 году прекратил свое существование.
А.И. Абрамов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 365-366.
Литература:
Богданов А.А. О пролетарской культуре. 1904–1924. Л., 1924;
Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. Сб. ст. М., 1925;
Волкова Н. Материалы пролеткульта в ЦГАЛИ. – «Вопросы литературы», 1958, № 1.