Богомильство (РИЭ, 2016)

БОГОМИЛЬСТВО — еретическое движение, возникшее в X веке в Болгарии, получившее распространение на Балканах, в Европе и в Малой Азии, и к XIV веку почти полностью прекратившее свое существование. Отдельные малочисленные религиозные общины богомилов, почти полностью ассимилировавшие с местным православным и католическим населением в Болгарии, Боснии и Герцеговине, но все же сохранившие определенную самобытность, просуществовали вплоть до XVII века.

В основе богомильства, названного по имени некоего попа Богомила, лежали религиозные представления обедневшей части болгарского общества, местного клира и монахов, воспринявших и переосмысливших многие положения павликианского и манихейского учений. Проповедь аскезы, социальной справедливости и равенства находила сочувствие и поддержку у недовольных реальным положением вещей и действующей властью маргинальных слоев населения. Представители богомильства как в Болгарии, так и в Византийской империи нередко участвовали в антиправительственных выступлениях. Антибогомильская полемика, развернувшаяся среди православного духовенства Сербии, Болгарии и Византии, церковные соборы, созываемые с целью осуждения лжеучения, вместе с государственными мерами по подавлению еретического движения позволили вытеснить богомильство со значительных территорий. Они укрылись в Боснии, и к XIII—XIV  векам основательно инкорпорировались в ее социально-политическую структуру и церковную жизнь. Представители течения занимали высокие государственные посты, открыто исповедуя так называемое Иваново Евангелие (также известное под названием «Тайная книга») и прилагая немалые усилия по утверждению программы богомильства в качестве единственного вероучения в Боснии. Впрочем, этим планам было не суждено осуществиться ввиду активного противодействия со стороны православного и католического духовенства, а также ряда светских феодалов (в частности, венгерских королей, при поддержке римских пап инициировавших крестовые походы). В Западной Европе богомильство оказало воздействие на еретические движения альбигойцев и катаров, а в России, вероятно, стригольников. Численность богомилов значительно сократилась в ходе миссионерской деятельности монахов-францисканцев и организованного мусульманским духовенством обращения в ислам населения на территории завоеванной Османской империей Боснии (с 1463 года) и Герцеговины (с 1482 года).

Дуалистичное в своей основе учение богомильства, для которого характерно отрицание святых таинств, церковной иерархии, священных реликвий (икон, креста, мощей), предполагало разделение всего сущего на две противоположности: духовное и невидимое, созданное Всевышним, и материальное (включая звезды и светила, природу и человека), т. е. видимое, источником которого являлся божественный по своему происхождению и силе старший сын Всевышнего Сатаниил. Хитростью и обманом он воцарился на земле, и только появление второго сына Творца — Иисуса Христа, лишившего Сатаниила божественной власти, дало человечеству надежду на лучший мир и обретение блага.

Система религиозных представлений богомильства реконструируется исследователями по малочисленным свидетельствам, сохранившимся в средневековых источниках: письме Константинопольского патриарха Феофилакта к болгарскому царю Петру, «Беседе» Козмы Пресвитера, «Синодике» царя Борила, полемическом трактате «Против богомилов» Евфимия Зигабена, а также житии Тырновского архиепископа Феодосия.

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 43-44.

Сочинения:

Ангелов Д., Примов Б., Ботаклиев Г. Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори. София, 1967; Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925.

Литература:

Ангелов Д. Богомильство в Болгарии / Ред. и предисловие З. В. Удальцовой. М., 1954; Истомин К. Историческое исследование о богомилах. Харьков, 1876; Бегунов Ю. Н. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973; Его же. Болгарские богомилы и русские стригольники // Byzantino Bulgarica. 1980. Vol. VI. C. 63—72; Его же. Новое о болгарском богомильстве // Slavia Orthodoxa. Език и литература. Сборник на проф., доктор Румяна Павлова. София, 2003. С. 39—40; Runciman S. The Medieval Manichee. A Study of the Chritian Dualist Herecy. Cambridge, 1947; Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Cambridge, 1948.

Понятие: