Богомильство (СИЭ, 1962)

БОГОМИЛЬСТВО - антифеодальное крестьянское движение 10-14 веках в Болгарии и Сербии, принявшее форму религиозной ереси. Существовало также в некоторых других странах Балканского полуострова, но характер богомильства там был иным. Названо, по мнению большинства историков (Ф. Рачки, Д. Ангелов, Й. Иванов, Н. С. Державин и др.), по имени попа Богомила - предполагаемого основателя богомильства. Возникло, по-видимому, на территории Македонии в условиях развития феодальных отношений. Впервые упоминается в источниках 1-й половины 10 века (письмо константинопольского патриарха Феофилакта (936-956) болгарскому царю Петру (927-969) и др.). Преследования, которым подвергалось богомильство со стороны официальной церкви (церковные соборы против богомилов в 1140, 1143, 1156-1157,1211 и др.) и властей (особенно в правление царей Петра и Борила в Болгарии и короля Стефана Немани в Сербии), привели к уничтожению большей части произведений и документов, написанных богомилами. Немногие сохранившиеся богомильские сочинения (так называемая «Тайная книга», «Катарский требник», некоторые апокрифы; подробнее об этом у Й. Иванова «Богомилски книги и легенди», 1925) посвящены догматической и идеологической стороне богомильства. Для характеристики антифеодальной направленности социальных воззрений богомилов большое значение имеют произведения противников богомильства (основные: "Синодик царя Борила", опубликовано М. Г. Попруженко в "Български старини", 1928, кн. 8; "Беседа пресвитера Козьмы", опубликовано в работе: Попруженко "Козма пресвитер, болгарский писатель X в." ("Български старини", 1936, кн. 12), трактат Евфимия Зигавена "Narratio de Bogomilis, seu Panopliae dogmaticae titulus XXVII. ed. Geissler, Göt., 1842" ("Против богомилов"; сокр. рус. пер., К., 1902)). По словам пресвитера Козьмы, богомилы "хулят богатых, ругают старейшин, укоряют бояр, считают противниками богу всякого, кто работает на царя, и предписывают всякому рабу не работать на своего господина". Для богомильства, как и для многих других средневековых еретических движений, характерно отрицательное отношение к богатству, осуждение феодальной, в частности церковной, собственности. Проповедники богомильства - в большинстве своем выходцы из бедной крестьянской среды - признавали бедность условием совершенства и призывали последователей не иметь собственности. Идеалом богомилов было социальное и имущественное равенство, существовавшее, как считали, в раннехристианских общинах. Этот утопический идеал отвечал революционным стремлениям угнетенного крестьянства и был характерен также для других плебейско-крестьянских ересей средневековой эпохи. Феодальные порядки, тяжелые повинности крестьянства вызывали протест идеологов богомильства. Некоторые из них, обличая пороки представителей господствующего класса, вместе с тем отрицали насилие и призывали к терпению. Другие с оружием в руках участвовали в крестьянских восстаниях. Так называемые «совершенные богомилы», число которых было невелико, были приверженцами «примиренческой философии». Они были выходцами из низшего духовенства. Богомилы, которые боролись с оружием в руках, представляли большинство. Они были главным образом зависимыми крестьянами или городской беднотой.

Религиозное учение богомильства, по мнению большинства историков, сложилось под воздействием дуалистических сект павликиан, манихеев и мессалиан. В основе его лежало представление о двойственности мира и человека, в которых постоянно борются доброе и злое начала. Отличаясь от христианства космогоническими представлениями и дуализмом, богомильство признавало лишь Евангелие и немногие другие новозаветные книги. Оно полностью отрицало обряды и таинства, почитание икон, креста; не признавало официальной церковной иерархии, поклонения святым и мощам.

В 11-12 веках у богомилов существовали свои обряды и церковная организация, наставники, действовавшие в отдельных общинах, составили иерархию, сходную с иерархией господствующей церкви. В период зависимости Болгарии от Византии (11-12 века) богомилы активно участвовали в восстаниях болгарского народа против византийского ига (1040 и 1072), положительно относились к борьбе болгарского государства против Византии в правление царя Калояна (1197-1207). Постепенно социальные тенденции в богомильстве ослабевали, и в 14 веке оно превратилось в религиозную секту, распространенную среди духовенства и городского населения. После завоевания турками Балканского полуострова сведения о богомильстве прекращаются.

Большинство из имеющихся работ о богомильстве принадлежит буржуазным историкам, которые рассматривают его главным образом как религиозное учение, как ересь, принесенную в Болгарию и другие страны Балканского полуострова из Малой Азии или других владений Византии. Такие взгляды характерны, в частности, для работ В. Шаренкова (V. Scharenkoff, A study of mamchaeism m Bulgaria, 1927), E. Аничкова (Манихеjе и богумили, "Гласник српског научног друштва", 1929, No 5), С. Рансимена (S. Runciman, Bogomil and Jeremiah, сб. в памет на проф. П. Ников, 1940; его же, The medieval manichee; a study of the christian dualist heresy, 1947), А. Вайяна (Н. С. Puech et A. Vaillant, Le traité contre les bogomiles du prétre Cosmas, "Travaux pub), par l'Institut d'études slaves", 1946, (т.) 21), Д. Оболенского (D. Obolensky, The bogomils. A study in Balkan neomamchaeism, 1948) и др.

Марксистская историография рассматривает богомильство как широкое движение народных масс, прежде всего закрепощаемого крестьянства, против феодальной эксплуатации, господствующей церкви и государства (работа болгарского историка Д. Ангелова "Богомильство в Болгарии" (рус. пер., 1954); его же, "Der Bogomilismus auf dem Gebiete des byzantinischen Reiches. Ursprung, Wesen und Geschichte", "Годишник на Соф ун-т", т. 44, 1947-48 (1949), глава "Богомилы и богомильство" в "Истории Болгарии" советского историка Н. С. Державина (т 2, 1948), главы о богомилах в коллективном труде советских историков "История Болгарии" (т. 1, 1954) и в вышедшей в 1954 в Софии "История на България" (т. 1), подготовленной болгарскими историками, статьи болгарского историка Б. Примова "Българското народностно име в Западна Европа във връзка с богомилите" ("Известия на института за българска история", 1956, т. 6), "Отношението на богомилите и на техните западни последователи към труда, частната собственост и държавата" ("Исторически преглед", 1956, No 1), "Богомилският дуализъм" ("Известия на института за българска история", 1960, т. 8), работа немецкого историка Э. Вернера "Богомилството и ранносредневековните ереси в латинския запад" (опубликовано в болгарском журнале "Исторически преглед", 1957, No 6) и др.).

Однако по ряду частных вопросов истории богомильства среди историков марксистов существуют различные точки зрения. Не все согласны, что на социально-религиозные движения катаров и альбигойцев в Италии и Франции сильно повлияли взгляды богомилов. Отдельные историки считают, что эти движения возникли на местной почве, не испытывая влияния извне. Много споров среди историков (особенно югославских) вызывает вопрос о богомильстве в Боснии, где оно в 13-15 веках являлось господствующей религией.

C. A. Никитин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Источники:

Germani patriarchae Constantinopolitani epistola ad Constantinopolitanos contra Bogomilos, ed. G. Ficker, in die Phundagiagiten, Lpz., 1908, Euthymii Zigabem, Kata Bogomilon, в cep.: Pg, t. 130, Р., 1875.

Литература:

Левицкий В., Богомильство - болгарская ересь X-XIV в., "Христианское чтение", 1870, ч. 1, 3, 4, Радченко К. Ф., Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием, К., 1898, Racki F., Borba juznich sloven za dizavnu neodvisnost, Belgrade, 1931; Благоев Н. П., Правни и социални възгледи на богомилите, 2 изд., С., 1919; Sidak J., Pioblem "bosanske crkve" u nasoj historiografii od Petranovica do Glusca, "Rad Jugoslavenske Akademije Znanosti i Umjetnosti", 1937, kn. 259); его же, Crkva bosanska i problem bogomilstva u Bosni, Zagreb, 1940; Соловjев А., Jecy ли богомили поштовали крст?, "Glasnik zemaljskog muzeja u Sarajevu", nova serija, 1948, sv. 3.

Понятие: