Конкиста

Заовевание Вест-Индии.

КОНКИСТА (1492—1540). Первый этап — это завоевание Антильских островов, последовавшее сразу за открытием континента Христофором Колумбом. Он длится до момента высадки Эрнана Кортеса на берега Мексиканского залива в 1519 г. В период с 1492 по 1518 г. колонизаторы строят на островах города, вводят привычные им формы правления и распорядок работы, осваивают природные ресурсы.

Европейцы используют все местные ресурсы, годные для торговли: тропические леса, специи, рабы и золото. Однако в силу национальных особенностей испанцев им больше удается колонизация и достижение полного контроля над недавно открытыми регионами.

В течение нескольких лет европейцы почти полностью сосредотачивают свои усилия на Эспаньоле (современные Гаити и Доминиканская Республика) — на тот момент самом густонаселенном острове. Город Сан-Доминго, основанный приблизительно в 1496—1502 гг. на юго-восточном побережье, долгое время является столицей и административным центром. Коренные жители — араваки — не оказывают никакого сопротивления, если не считать единичных восстаний. Завоеватели отвечают огнем и мечом, а Завоевание Вест-Индии позже обращают в рабство жителей Карибов, славящихся кочевым образом жизни и каннибализмом.

Верные старым юридическим нормам, унаследованным от римского права, по которым сюзерен ответствен за веру своего народа, Католические короли * начинают процесс легитимизации власти. Чтобы избежать территориальных претензий со стороны Португалии, в период между 1493 и 1508 гг. они добиваются от папы Александра VI подписания булл, дарующих монархам полную власть над новыми территориями. На основе одной из этих булл, Корона выторговывает себе Тордесильясский договор (1494) — соглашение о разделе территорий в Африке, Азии и Америки между Испанией и Португалией.

Открытие месторождений и демографический спад оказываются определяющими факторами в судьбе островов. Разработка золотых копий «финансирует» первый этап иберийской колонизации. Однако уже примерно к 1515 г. они оказываются истощены. Благодаря encomienda, институту, передающему индейцев «на попечение» конкистадорам (попечение предполагает защиту и религиозное обучение), испанцы располагают рабочей силой, необходимой для золотодобычи. Тем не менее резкое уменьшение коренного населения, причиной которого являются насильственный труд и особенно болезни, принесенные европейцами, быстро приводит к демографическому спаду.

После нескольких экспедиций на соседние острова в поисках рабов в 1508—1511 гг. начинается новый этап масштабного освоения новых территорий — завоевание Пуэрто-Рико (Понсе де Леоном), Ямайки и Кубы (Диего Веласкесом). Параллельно в 1509—1513 гг. проводятся первые вылазки на Тьерра-Фирме (7Terra Firme, северо-восточное побережье Южной Америки), возглавляемые Диего Никуэсой и Алонсо Охедой.

С 1511 г. представители Церкви выступают против эксплуатации индейцев, что провоцирует длительные диспуты по обе стороны Атлантики, центральной фигурой которых становится знаменитый брат Бартоломе де Лас Касас. Законна ли Конкиста? По какому праву Кастильская Корона присвоила себе власть над Новым Светом? Каковы пределы и цели этой власти? Длившиеся более полувека дебаты легли в основу специфического права Индий. Кроме того, благодаря Конкисте интенсифицировался круговорот людей и идей. Она дает богатейший материал для разного рода рассказов и хроник, написанных исследователями, солдатами, миссионерами и чиновниками. В век активного обмена манускриптами и стремительно развивающегося печатного дела самые выдающиеся из этих рассказов копируются и издаются и, конечно же, переводятся на другие языки.

С самого начала покорение новых земель осуществляется поэтапно, каждая новая завоеванная местность становится отправной точкой для дальнейшей экспансии. Таким образом, Пуэрто-Рико и Куба получают автономность от Санто-Доминго, Мехико от Кубы, и так до самых границ Индий. Из Эспаньолы испанцы продвигаются в глубь континента в двух направлениях: в сторону Панамы и позже Перу; и к Кубе и берегам Мексиканского залива. Первым был освоен район Панамского перешейка, но именно экспедиция, отправившаяся из Кубы, открыла одну из величайших индейских цивилизаций, и за завоеванием ацтеков в 1521 г. последовало завоевание инков десяток лет спустя.

Часто возникает вопрос: как горстка испанцев смогла подчинить себе миллионы индейцев и разрушить их империи за несколько месяцев? Безо всякого сомнения, военное и техническое превосходство способствовало блестящему успеху европейцев. Немаловажным фактором оказалась и поддержка части местного населения, находящегося в оппозиции правительству. Завоевателям сыграли на руку индейские предсказания о возвращении мифологических богов, таких как Кецалькоатль или Веракоча. Эти легенды помогли Эрнану Кортесу и Франциско Писарро достаточно легко проникнуть в самое сердце индейских государств. Для легитимизации своих действий конкистадоры пользуются хитрой стратегией: они основывают «города» (если их можно так назвать), становятся их главами и по существующему законодательству получают власть над прилегающими территориями. Так Веракрус, основанный в 1519 г., становится первым населенным пунктом королевства, который Кортес в своем письме Карлу V называет Новой Испанией.

Захваты индейских столиц — отчаянно сопротивлявшегося Теночтитлана, а затем и Куско являются ключевыми эпизодами Конкисты. Они служат напоминанием, что Конкиста затрагивает судьбы сотен самых разнообразных племен по всей территории нового континента и в течение всей эпохи колонизации. Конкистадоры заключают всевозможные политические альянсы, часто поддерживая отдельные местные партии и государственные структуры. Они считают себя прямыми наследниками великих индейских империй: теперь они хозяева на материке и на этом основании имеют право на дань, которую ранее мелкие индейские «государства» платили своим господам.

В силу географических факторов завоевание будущей Новой Испании происходит более стремительно по сравнению, к примеру, с регионом Анд, колыбелью более обширной, но обладавшей меньшей плотностью населения империи. Тем не менее к 1540 г. оседлые племена как Новой Испании, так и Перу оказываются под властью Кастильской Короны. Мехико и Лима становятся базами для более масштабных и хорошо оснащенных экспедиций, примером которых может служить поход Педро де Альварадо в Гватемалу после падения Мехико или три экспедиции, предпринятые Гонсало Хименесом де Кесадой, Себастьяном де Беналькасаром и Николасом Федеманом, воссоединившимися в Боготе в 1537 г. Стоит упоминания и знаменитый рейд 1560 г. Лопе де Агирре в Амазонию в поисках El Dorado **. Непокоренными остаются лишь отчаянные кочевые племена с окраин Индий, и против них постоянно ведется ожесточенная война как на севере современной Мексики — до колонизации Калифорнии остается еще больше века, — так и на юге Чили. Протяженность завоеванных территорий несопоставима с европейскими масштабами: за шестьдесят лет европейцы стали хозяевами огромного региона, начинающегося с 37°северной широты (область Монтеррей в Калифорнии) до 55° южной широты (Тер-де-фе).

Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с.9-14.

Примечания

* Католические короли (исп. Los Reyes Catylicos) — устоявшееся наименование двух испанских монархов-супругов: королевы Изабеллы I Кастильской (1451—1504) и короля Фердинанда II Арагонского (1452—1516), свадьба которых в 1469 г. положила начало объединению королевств Арагон и Кастилия и Леон. Титул Католических королей они получили в 1496 г. от римского папы Александра VI. — Примеч. пер.

** Мифическая страна золота, поиски которой привели ко множеству географических открытий. — Примеч. пер.

Понятие: