Персонализация (Шапарь, 2009)
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации — в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер другого человека, обусловленных деятельностью индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским. Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации: 1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия), с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некоторые мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего лица; 2) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и др.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализации посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-то другому; 3) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с точки зрения материализма): если личность не сводится к представленности ее в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.
С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализация индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено — отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.
Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации — потребность быть личностью — это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизм, аффилиация, стремление к самоопределению и признанию и т. п.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, ибо именно посредством ее человек продолжает себя, «транслирует» другим свою индивидуальность.
Способность к персонализации — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством которых в общении и деятельности он может осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 374-375.