Обмен (Чубарьян, 2014)

ОБМЕН - система установок и практик, сопровождающих оказание взаимных услуг и переход материальных символических ценностей от одних собственников к другим. Составляет основу разнообразных связей в первобытных культурах и сохраняет большое значение в любых обществах, в том числе и современных, выполняя как утилитарную, так и социо-нормативную функции.

Теория обмена применительно к традиционным обществам разработана в рамках социальной антропологии Дж. Фрэзером, Б. Малиновским, М. Моссом. Введенное М. Моссом понятие реципрокности (реципрокации) (от лат. reciproco - возвращаю) является одним из основополагающих концептов экономической антропологии, изучающей экономические отношения в традиционных (доиндустриальных) культурах. Обмен рассматривается как система совокупных тотальных поставок от рода к роду, в ходе которых индивиды и группы имели право и обязанность давать, получать и возмещать. Эта наиболее архаичная форма обмена (реципрокная экономико-правовая модель) была основана на морали дара. До появления рынка и денег (в той или иной форме) именно дар был универсальным средством обмена и фундаментальным основанием всего разнообразия социально-экономических связей и взаимодействий. Для реципрокации характерен обмен материальными благами и услугами между различными группами - семейными, родственными, соседскими. Эти группы равноправны и связаны между собой стабильными взаимными обязательствами. Реципрокный обмен имеет двойственную природу, включая экономическую составляющую (перемещение материальных ценностей и ресурсов) и социальную компоненту (установление и поддержка дружеских отношений), причем возобновление социальных связей может иметь большее значение, чем сама сделка и получение материальной выгоды. Реципрокный обмен имеет симметричный характер, способствует социальной и экономической интеграции, включенных в него групп, порождает чувство солидарности. Не исключается обмен сакральными предметами, который сопровождается религиозными церемониями и магическими обрядами. С возникновением общественного разделения труда обмен становится регулярным, увеличивается в объеме, так как превращается в необходимое условие реализации растущих излишков и продуктов межобщинной специализации. В иерархических обществах обмен стимулировал рост производства, способствовал его эффективности (поощряя разделение труда), ускорял процессы социальной и имущественной стратификации. По мере усложнения социокультурной организации реципрокный обмен вытесняется редистрибуцией, но определенные формы реципрокации сохраняются вплоть до современности.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 344-345.

Литература:

Мердок Дж. 77. Социальная структура. М., 2003; Файнберг JI. А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество. М., 1975; Шрадер X. Экономическая антропология. СПб., 1999; Levi-Strauss С. The Elementary Structures of Kinship. London, 1949; Polanyi K. Semantics of General Economic History // Readings in Anthropology. V. 2. N. Y., 1959; Polanyi K. The Economy as Instituted Process Trade and Market in the Early Empires. Glencoe, 1957; Sahlins M. Stone Age Economics. Chicago, 1974.

Понятие: