Интеллигентность

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры. Это скорее совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, которые считаются носителями культуры. Интеллигентность - свойство прежде всего высоконравственное. Интеллигентность в обыденней жизни используют как синоним порядочности, честности, правдивости, благородства, принципиальности, тактичности, совестливости. Все эти признаки высоконравственного человека в варианте интеллигентности сочетаются ещё и с достаточно большими интеллектуальными возможностями. Говоря образно, интеллигентность - это умная совестливость (или совестливый ум).

Одна из самых существенных черт человека, отличающегося интеллигентностью, - преклонение перед красотой и истиной. Интеллигентность подразумевает ясное представление человека о личной моральной ответственности за всё, что происходит вокруг. Люди, наделённые интеллигентностью, не спешат обвинять других, они ищут причины личных и общественных неполадок прежде всего в себе, думают о том, чего не смогли или не захотели сделать сами, кому не помогли, чему не способствовали. Конъюнктурность, приспособленчество, карьеризм, двурушничество чужды интеллигентности. В период господства коммунистической диктатуры многие действительно интеллигентные люди терпели значительный ущерб, были не у дел из-за неспособности двоедушничать, выдавать чёрное за белое, быть в услужении у бюрократов и партократов. Подлинно интеллигентные люди отличаются скромностью, неприхотливостью, бескорыстием, никогда не выпячивают своих заслуг, избегают разговоров о себе, борются с проявлениями у себя честолюбия, тщеславия и т. д. Интеллигентность - синоним прогрессивной общественно-политической направленности. Пожалуй, нет ни одного положительного нравственного качества, которое было бы чуждо интеллигентности. А из этого следует, что интеллигентностью обладают все культурные, нравственные люди вне зависимости от классовой или профессиональной принадлежности. В произведениях А.П. Чехова мы находим образы интеллигентов, чаще всего не вписывавшихся в тогдашнюю действительность: доктора Дымова из «Попрыгуньи», Гурова из «Дамы с собачкой» и др. В бывшей советской литературе И. отличаются герои произведений Б. Пастернака, В. Каверина, Д. Гранина, А. Битова и др.

Интеллигентности всегда чужды были кастовость, элитарность, групповщина. В жизни встречаются попытки возведения интеллигентности в знак избранности, «посвящённости». Подобные представления страдают односторонностью. Порою интеллигентность сочетается в человеке с излишним стремлением к самокопанию, неуверенностью в своих силах, отсутствием боевитости, настойчивости («наглости»).

В процессе воспитания у детей интеллигентности родители и педагоги должны позаботиться о своевременном развитии у них самостоятельности мышления, уважения к правде, любви к людям, стремления бескорыстно помогать им. Важно сделать интеллигентность постоянной «точкой отсчёта» в оценке окружающего ребёнка мира. В подростковом возрасте уже можно объяснить суть этого личностного свойства, его значение для самого человека и всего общества. В этом возрасте особенно актуальны поиски конкретного идеала. Будет хорошо, если в ряду идеальных для подростка (а потом юноши, девушки) людей, образцов для подражания окажутся такие глубоко интеллигентные люди, как А.П. Чехов, А.А. Блок, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, А.Д. Сахаров, Б.С. Лихачёв. На пользу ребёнку пойдут советы не следовать слепо интеллектуальной моде, проверять расхожие оценки собственной продуманной позицией. Но самый эффективный способ положительного воздействия в этом направлении - совместный с ребёнком духовный рост, достижение в процессе общения, деятельности всё новых вершин в духовном развитии.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 282-283.