Тламемеке

Носильщики переносили товары на спине в сплетённых из тростника коробах, называемых петплакалли, которые устанавливали на несущих конструкциях (какаштли) и поддерживали с помощью налобной обвязки. Чтобы защитить груз от внешних воздействий, петлакалли покрывали шкурами животных. Хотя в кодексах доколумбова периода встречаются изображения тламемеке, с доиспанских времён о них сохранилось мало сведений. Наиболее полная информация содержится в сообщениях конкистадоров.

Происхождение тламемеке неизвестно. Перед Конкистой они составляли отдельную, скорее всего наследственную профессиональную группу, обучаемую, как и почтпека (см. ниже), для пожизненного занятия тяжёлым физическим трудом. В большинстве ацтекских кодексов указывается, что уже с пятилетнего возраста детей начинали учить носить тяжести с помощью налобной обвязки, перевязи с ремешком, закреплённом на лбу и помогающим нести лежащий на спине груз. По словам Бердан, тламемеке, хоть и являлись гражданами, ничем не отличались от других стоявших на низших ступенях социальной лестницы работников, занятых преимущественно в передаваемых по наследству профессиях. Тламемеке занимались вроде бы почётным трудом. Например, брак называли большой несущей конструкцией, великой ношей. Таким образом переноска грузов считалась честным занятием. Однако она имела и негативные коннотации. Полагали, что налобная обвязка, как и иные обременения и нежелательные вещи, была получена от божества Сиуакоатль. Тем, кто рождался в 13-дневный период (тресена), начинавшийся с «1. Оселотль», судьба уготовила рабство, палку-копалку или налобную обвязку.

Ацтеки становились тламеме, не только получив эту профессию по наследству. Одни становились тламемеке, отбывая в силу политической необходимости трудовую повинность. Другие брались за это занятие под давлением нужды, особенно в городах, где огромные массы народа не имели собственных земельных наделов. Среди теночтитланских тламемеке были представители разных этнических групп. Следовательно, для тламеме было трудно подняться на более высокую ступень социальной лестницы из-за отсутствия практически осуществимых альтернатив; большинство профессий в ацтекском обществе передавалось по наследству. Переход в другое сословие или иную профессию без отца, прокладывающего путь, представлялось в общем-то делом немыслимым. Стать же тламеме было гораздо легче, поскольку, во-первых, те, кто пытался это сделать, стояли на низших ступенях социальной лестницы и, во-вторых, потребность в носильщиках постоянно увеличивалась; существование дорожной системы облегчало тламеме переноску груза, доставку товаров.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 438-439.

Источник - материал "Средства передвижения у ацтеков".

Понятие: