Пассионарии (ЛГ.Э, 2013)

ПАССИОНАРИИ (особи энергоизбыточного типа) (термин Гумилёва) — особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики (см. Пассионарностъ как характеристика поведения и психики). Так как Л. Н. Гумилёвым на этническом уровне было показано, что массовое изменение поведения людей в сторону повышения их активности является эффектом энергии живого вещества биосферы, то мы можем говорить и о причинах повышенной активности отдельного индивидуума. При этом следует исходить из того, что психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять. Другой стороной энергоизбыточной конструкции пассионариев является способность активно влиять на поведение и психические состояния окружающих лиц — так называемое явление пассионарной индукции, причем эта черта неразрывно связана с высоким уровнем общей поведенческой активности. Л. Н. Гумилёвым было сделано историческое описание изменения активности человеческих коллективов по фазам этногенеза, причем автор неоднократно обращался к характеристикам личностей отдельных выдающихся пассионариев, показывая, что частота появления таких людей в разные эпохи закономерно связана с общей активностью этнической системы (ее пассионарным напряжением). Проанализировав биографии таких деятелей как Наполеон, Александр Македонский, Сулла, Ян Гус, Жанна д'Арк, протопоп Аввакум, Ганнибал, Чингисхан и многих других, A. Н. Гумилёв обнаружил, что всех их объединяет устойчивый комплекс черт, стержнем которого является непреодолимое внутреннее стремление к активной деятельности, изменяющей окружение. Это стремление не диктовалось ни условиями среды, ни материальными благами – наоборот, непомерная активность многих пассионариев вызывала непонимание и осуждение окружающих и приводила пассионариев к лишениям и гибели. Более того, истории известны многие случаи, когда люди жертвовали жизнью ради идеи или общего дела, и не под влиянием минуты, а обдуманно. Все эти факты заставили автора теории выделить пассионарность в качестве отдельного поведенческого импульса, не сводимого ни к каким известным биологическим инстинктам или психическим свойствам человека. Описав пассионарность на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном (как повединческий импульс), Л. Н. Гумилё предложил единственно непротиворечивое объяснение этого феномена — теорию пассионарности как эффекта энергии живого вещества биосферы, описанной В. И. Вернадским. Так как иных объяснений пока не предложено, мы исходим в наших определениях из этой теории.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 470.

Понятие: