Иосифляне (Маслин, 2014)

ИОСИФЛЯНЕ - сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Как церковно-политическое течение иосифлянство сложилось в конце XV - начале XVI века и окончательно сформировалось в идеологию русской православной церкви, стоявшей на почве союза с великокняжеской властью, в первые два десятилетия XVI века. Иосифляне выдвигали на первый план не внутреннее духовное совершенствование личности, не свободу духа, а социальную миссию религии и церкви как организующего начала человеческого общежития. Отсюда идея необходимости сосредоточения богатств в монастырях ради социально организованной благотворительности, а также требования суровой дисциплины в монашеской жизни, строгого соблюдения обрядового благочестия и уставной молитвы, недопущения каких-либо отступлений от устава. Иосифляне были непримиримыми противниками всякого рода ересей и не допускали никакой пощады еретикам. После смерти Иосифа Волоцкого во главе иосифлян встал Даниил, избранный игуменом Волоколамского монастыря, а с 1522 года ставший митрополитом Московским. Под его руководством они повели ожесточенную борьбу против нестяжателей. На соборе 1525 года под их давлением был осужден Максим Грек, которому вменили в вину неточности его переводов, но фактически он был подвергнут наказанию за обличение внешнего, обрядоверческого направления русского благочестия. Собор 1531 года осудил наиболее яркого последователя Нила Сорского идеолога нестяжательства Вассиана Косого (Патрикеева), богословские расхождения которого с Даниилом были квалифицированы как ереси. В 1553-1554 годы уже при митрополите Макарии было осуждено на заточение много «заволжских старцев»-нестяжателей, в том числе и Артемий Троицкий. Скиты вокруг Кирилло-Белозерского монастыря опустели. Таким образом, в русском православии с середине XVI века иосифляне окончательно взяли верх над нестяжателями, победило направление внешнего благочестия, а сторонники «умной» молитвы, духовной свободы, независимости церкви от светской власти потерпели поражение. В дальнейшем по мере укрепления связи иосифлян с великим князем Московским в их идеологии все более явственно начинают проступать черты «государственности». В великокняжеской власти они начинают усматривать гаранта соблюдения имущественных прав монастырей от посягательств удельных князей, а также средство борьбы против еретических учений. В XVI веке иосифлянство окончательно превращается в официальную идеологию русской православной церкви. Среди иосифлянских публицистов мы видим таких представителей русской церкви, как старец Филофей, архиепископ Феодосий, митрополит Макарий. Однако победа иосифлян в официальной борьбе не принесла им нравственных успехов. В общественном сознании иосифлянство отождествилось с прислужничеством церкви светской власти. И хотя это не соответствовало его идеологии, на их совести были гонения против Максима Грека, «заволжских старцев», которые своим нравственным обликом олицетворяли стойкость духа против внешних притеснений.

А. Т. Павлов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 233-234.

Литература:

Казакова Н. А.. Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.; Л., 1955; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV- первой половине XVI в. М., 1960; Он же. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая греть XVI в. Л., 1970; Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (X1-XV1 вв.). Л., 1987; Громов М. П., Козлов И. С. Русская философская мысль X-XVI1 веков. М., 1990; Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001.

Понятие: