Аристократия [в елизаветинской Англии]

Аристократия [в елизаветинской Англии]. Если структура елизаветинского общества могла показаться менее жесткой, чем в других странах, и позволяла представителям низших классов подняться вверх по общественной лестнице, здесь существовали правила благопристойности (decorum), которые выражались, в частности, в манере одеваться. Аристократы не должны были носить униформы, однако их легко было узнать по одежде. Они носили богатые украшения, которые можно увидеть на картинах той эпохи. Им льстило, что они могли таким образом заявить о своем статусе. В елизаветинскую эпоху как женщинам, так и мужчинам считалось необходимым строго придерживаться моды. В погоне за модой аристократы подвергали риску не только свое финансовое благополучие (ведь роскошная одежда стоила дорого), но и свой моральный облик. Одежда была знаком социального положения, и правильный наряд становился делом чести, однако очень часто забота о своем внешнем виде вела к гордыне — одному из семи смертных грехов. Обуянные гордыней, аристократы начинали подозревать всех и вся в неуважении и желании принизить их во время церемоний или просто собраний, поэтому так часто случались ссоры, слышались взаимные оскорбления и происходили дуэли. На поле боя некоторые отказывались выполнять приказания других офицеров, выше по званию, однако ниже статусом.

Принадлежность к дворянству предполагала «представительские расходы», опустошавшие кошельки недостаточно состоятельных. Аристократы стремились перещеголять друг друга, и иногда дело доходило до того, что целые состояния растрачивались на шикарную одежду, украшения, экипажи, ливрейных лакеев, не говоря уже о домах, обстановке и роскошных празднествах.

Несмотря на то что общественная система казалась незыблемой, уже можно было наблюдать признаки подвижности и слабости. Право первородства было важным общественным принципом, однако заложенные в нем потенциальные проблемы могли вести к сбою системы. В среде английской аристократии, из которой формировались ряды основных государственных служащих, особенно в военной и дипломатической сферах и в сфере местной власти, права первородства придерживались более последовательно, чем в других странах. Только старший сын в семье (или следующий по счету в случае преждевременной кончины старшего брата) мог унаследовать титул своего отца. Младшие сыновья аристократов часто оказывались без титула и без наследства. Отец мог по завещанию оставить младшим сыновьям часть своего имущества, но не свой титул или земли. Он мог вообще ничего им не завещать или воспользоваться правом майоратного наследования (entail). В некоторых случаях завещательные распоряжения приводили к судебным конфликтам или же, в случае когда завещанные суммы были по какой- либо причине недоступны, не могли быть выполнены. Лишенные таким образом наследства потомки оказывались без средств к существованию и только с титулом джентльмена (gentleman). «Джентльмены» — значение титула всегда оставалось несколько размыто — часто упоминаются в официальных документах. В таких случаях младшим сыновьям оставалось полагаться только на поддержку семьи, чтобы сохранить социальный статус. Обычно им это удавалось, если только они не были по природе своей авантюристами и сами не навлекали на себя неприятности. Не каждому выпадал шанс стать, подобно Роберту Дадли, фаворитом королевы или вступить в выгодный брак с наследной аристократкой. Очевидным карьерным выбором для младших сыновей были армия (по крайней мере в военное время, поскольку еще не существовало возможности сделать военную карьеру длиной в целую жизнь) или флот, однако офицерских чинов не могло хватить на всех, а быть подчиненными им обычно не хотелось. Интересно отметить, что в английском языке слово cadet означает одновременно младших детей в семье и кадет (то есть готовящихся к получению офицерского звания) в армии или на флоте. Кроме того, за офицерское звание нужно было платить и оно рассматривалось как инвестиция, которая рано или поздно должна будет принести прибыль. Однако не у всех было достаточно средств на необходимый взнос, а занять денег у ростовщиков также не представлялось возможным, потому что кто же даст взаймы человеку, чья профессия — подвергать свою жизнь риску? Если они успели поучиться праву или богословию в университете, эти молодые люди могли найти себе место в юридической профессии или в Церкви. На другом конце социального спектра простолюдины, ставшие землевладельцами или оказавшие услуги государству, могли получить титул джентльмена, дававший право иметь свой собственный герб. Это был первый шаг к получению звания рыцаря и титула «сэр».

В стране оставалось еще много крупных землевладельцев — обладателей аристократических титулов, и даже у тех из них, кто не входил в Палату лордов, было, чем заняться. Некоторым из них принадлежали огромные территории, и не все имели политические амбиции или желание блистать в лондонском обществе. Их поля возделывались арендаторами, а сами они вкладывали свои силы в строительство или перестройку великолепных замков, охоту и воспитание детей. При этом они не забывали о военном долге аристократов. Во время гражданской войны их потомки поддержали Карла I. Известные как «кавалеры», эти аристократы сражались с «круглоголовыми» — сторонниками Парламента. За несколько веков они дали Англии офицеров, дипломатов, путешественников и администраторов, служивших, например, в Индии и других колониях. Кроме того, они посвящали много времени охоте, спорту, аристократическим клубам, не забывая при этом о своих финансовых и других интересах.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 113-116.

См. ст. по адресу http://www.hrono.info/land/landa/anglia-aristokratia.php 

Понятие: