Толпа (Осипов, 2014)

ТОЛПА — понятие социологии и социальной психологии, отражающее социальные и социально-психологические особенности внутренне неорганизованных группы людей, временно объединяемых какими-либо общими интересами, представлениями, настроениями и увлечениями. Толпе присущи специфические формы общественного сознания и поведения. Она возникает на основе общности интересов и социального (политического, трудового, культурного и т.д.) опыта людей. Без интегрированного социального опыта вовлечение отдельных индивидов в социальные группы типа толпы невозможно.

Толпа обладает определенными социальными характеристиками. К ним можно отнести возникновение особой ограниченной во времени организации на основе случайных, внешних и малозначимых в социальном плане связей. Толпа («публика», «человек массового общества») рекрутируется из атомизированных личностей, для которых характерна взаимная изолированность и анонимность, слабое взаимодействие. Как правило, для представителей толпы характерны кризис личности, коренящийся в ее отчуждении от собственности, от участия в общественных делах, превращение ее в простого исполнителя чужой воли. Все это порождает чувство социального бессилия и одиночества, утрату социальной активности. Как конформист такой человек участвует в социальных движениях, поскольку этого требует «организация», социальная микросреда или интересы карьеры. Для такого человека характерна «отрицательная свобода» (Г. Гегель) или «бегство от свободы» (Э. Фромм). Возникновение и функционирование толпы связаны с такими формами обществ, сознания, для которых характерны заданность представлений об образе жизни, стереотипы восприятия социальной действительности и обществ, идеалов, доминирование ценностей невысокого содержания. В гносеологическом плане сознание толпы характеризуется неспособностью познать подлинную сущность социальной действительности. Психология толпы характеризуется слиянием личности с массой участников, снижением интеллектуального контроля за поведением, ярко выраженными эмоциональными переживаниями, взрывным, непредсказуемым поведением, его подражательным и импульсивным характером.

Для психологии индивида в толпе характерны ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм, утрата чувства ответственности. Важной характерной чертой толпы как социального феномена является соотношение «героя» и «толпы», в которой ведущая роль принадлежит лидеру, вожаку, «герою». Подчинение толпы герою в известном смысле имеет харизматический характер.

В конце 19 века Г. Тард развил учение о публике как «рассеянной толпе», формирующейся под влиянием СМИ. Г. Лебон рассматривал массу и толпу как понятия близкие по своей сущности. В 20 веке проблема толпы рассматривалась в основном в русле концепции массового общества и массовой культуры.

Г.Х. Шингаров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 533-534.

Литература:

Тард Г. Обществ, мнение и толпа. М., 1902; Он же. Личность и толпа. СПб., 1903; Московичи С. Век толп. М., 1996; Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М., 1998; Тард Г. Мнение и толпа // Там же; Сегеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. М., 1999.

Понятие:

Яндекс.Метрика