Мумификация

Мумификации подвергались только тела самых прославленных святостью буддийских монахов. Чрезвычайно небольшое число мумифицированных монахов указывает на высокую символическую значимость этой процедуры.

В монастыре Тюадау (провинция Хатай) недавно были найдены неповрежденные мумии двух бонз начала XVII в. То были монах Зао Тян и его племянник Зао Там; чувствуя приближения смерти, они уселись в позе лотоса с сияющими от блаженства лицами и занялись медитацией. Их тела не тронуло тление, и ученики, завернув их в саван, сохранили известным только им секретным способом. Это показывает, какого высокого уровня совершенства достигло у вьетов искусство мумификации вне гробниц.

Мумия бонзы Зао Тяна весит 7 кг, а высота ее в сидячем положении — 59 см. Через отверстия в голове мумии ученые увидели под костями черепа пустое пространство, а затем слой крепкого клея толщиной 2—4 мм. Этот клей составлен из мелко толченой земли термитника, ткани и 14 слоев лака; снаружи все это покрыто слоем блестящей маслянистой краски. В рентгеновских лучах ученые разглядели, что черепная коробка не повреждена (это доказывает, что для проклеивания мозг из нее не удалялся), что кости рук и ног соединяются между собой в полном соответствии с анатомией, что они не держатся на каких-либо подпорках и, наконец, нет никаких следов соединения костей клеем или другим способом. Отсюда можно сделать вывод, что тело было покрыто слоем клея сразу после смерти.

По древним хроникам, искусство мумификации появилось уже в XI в. В книге «Собрании чудес и таинств земли Вьет» («Сборник о невидимых силах во вьетских владениях») можно прочесть, что кукольный мастер Ты Дао Хань, живший в ханлонгском квартале Ланг, скончался в 1112 г. при пагоде Тюа Тхай («Пагода Владыки»), она же Тюа Тхиенфук, в деревне Тхуйкхе в провинции Хатай. Его тело оставили в пещере. Прошло много месяцев, но от трупа по-прежнему исходило благоухание. Тогда его обработали, жители деревни положили мумию в раку и стали ей поклоняться. Говорят, что впоследствии мумифицированное тело Ты Дао Ханя было обнаружено в этой пагоде. Сейчас для поклонения верующих в пагоде находится только муляж в сандаловом ларце.

С Тибетом и Египтом у этих мумий есть и сходства, и различия. Тибетцы, как и вьеты, мумифицировали только монахов, египтяне же фараонов. Кроме того, египтяне складывали свои мумии в потаенных подземельях, а тибетцы относили в снежные горы, в то время как вьеты оставляли мумии на открытом воздухе, не опасаясь ни насекомых, ни дурной погоды. Совершенство их мастерства видно в том, что они не вынимали перед мумификацией ни мозга, ни внутренностей.

Сейчас во Вьетнаме числится четыре статуи-мумии. Две из них находятся в пагоде Зау (XVII в.). Еще две — мумии бонзы Тюет Тюета в пагоде Фаттить и бонзы Ню Чи (XVIII в.) в пагоде Тиеу — обе в провинции Бакнинь.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 260-262.

Понятие: