Мушарака

МУШАРАКА (араб. — партнерство) — один из основных принципов регулирования исламом коммерческой деятельности; основан на древних формах торгового партнерства, существовавших на Ближнем Востоке. Согласно мушараке, доля каждого участника коммерческого предприятия определяется специальным договором, который предусматривает также возможные убытки. Различные формы взаимных обязательств в рамках мушараки позволяют создавать различные предприятия, получающие прибыль, обходя при этом коранический запрет на риба (получение ссудного процента). Наиболее распространены в современных мусульманских странах формы Мушараки, применяемые в банковском деле,— мудараба и мурабаха. Мудараба — это предоставление исламским банком формально беспроцентного кредита при условии отчисления банку строго фиксированной доли от прибыли предприятия — получателя кредита; банк, таким образом, становится партнером предприятия, а не получателем запрещаемого ссудного процента; широко применяется исламскими банками при финансировании различных проектов развития в мусульманских государствах. Мурабаха — принцип, заключающийся в перепродаже товаров при финансировании исламским банком операций по внешней торговле, что позволяет получать торговую прибыль, которая уже не рассматривается как ростовщичество. Мусульманские идеологи считают применение мурашаки одним из путей обеспечения справедливого распределения богатства в обществе, акцентируя внимание при этом на «принципиальном отличии» мушараки от ростовщичества и получения ссудного процента.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 160-161.

Понятие:

Яндекс.Метрика