Краковская историческая школа

КРАКОВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - консервативное направление в польской исторической науке, оформившееся в 70-80-х годах 19 века. Возникла в Галиции. Мировоззрение и философские взгляды Краковской исторической школы сложились в борьбе против революционного национально-освободительного движения польского народа 1846-1848 годов и особенно 1863 году, в противовес демократической исторической школе Лелевеля. Краковская историческая школа стояла на позициях субъективизма, стремилась подкрепить историческим материалом политическую программу и практику реакционной буржуазно-помещичьей прогабсбургской партии станъчиков.

Историки краковской школы (наиболее известные В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжинский, С. Смолька) отрицали исторические закономерности, считая, что история собирает и рассматривает факты, события, но не в состоянии вывести общественных законов. Занимаясь преимущественно политической историей Польши (С. Смолька - генезисом польского государства и феодальной раздробленностью, Ю. Шуйский, М. Бобжинский - польской историей с древнейших времен до конца 18 века, В. Калинка - последней третью 18 века), Краковская историческая школа интерпретировала и оценивала факты, исторические явления с точки зрения своих политических концепций и практической программы безусловной лояльности к Габсбургской монархии. Она вычеркивала из культурного наследства период Просвещения и прогрессивный романтизм, воспевала захватническую политику польских феодалов на Востоке, приписывая им цивилизаторскую миссию в отношении русского, украинского и белорусского народов. Причины ослабления Польши и ее упадка в 18 веке (одна из главных тем исследований) краковские историки усматривали либо в религиозном вольномыслии, падении авторитета католической церкви (В. Калинка, Ю. Шуйский), либо в бессилии Центральной монархической власти (М. Бобжинский). Введение Краковской исторической школой новых материалов, совершенствование методов исторического исследования определили известные положительные результаты ее деятельности. Критические суждения о феодальной анархии и политическом упадке Польши содержали в себе много правильных оценок, но они служили для тенденциозного искажения или осуждения революционной и антифеодальной борьбы польского народа, защиты истинных виновников гибели Речи Посполитой - польской аристократии и реакционного правительств Австрии, Пруссии, царской России. Идеи сильной власти, авторитета церкви, молодости польской цивилизации по сравнению с западной, пронизывающие многочисленные работы историков краковской школы, использовались в качестве теоретического обоснования и для пропаганды политики соглашения с австрийским правительством. Кастовость, клерикализм, мракобесие, присущие Краковской исторической школе, подвергались резкой критике со стороны стоявших на либерально-буржуазных позициях варшавских историков.

И. А. Воронков. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Serejski M. H., Zarys historii historiografii polskiej, cz. 2, Lódz, 1956.

Яндекс.Метрика