Натуральное хозяйство (СИЭ, 1966)

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - тип хозяйства, при котором, в противоположность товарному, продукты производятся для собственного потребления (в каждой хозяйственной единице). "При натуральном хозяйстве общество состояло из массы однородных хозяйственных единиц... и каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая окончательной подготовкой их к потреблению" (Ленин В. И., Соч., т. 3, с. 15-16).

Иногда под натуральным хозяйством в буржуазной литературе понимается хозяйство, в котором обмен (если он уже существует) происходит еще без посредства денег, путем простой меновой торговли (первая ступень предложенного нем. экономистом Б. Гильдебрандом деления истории хозяйства на стадии натурального, денежного, кредитного).

Натуральное хозяйство господствовало в тот исторический период, когда общественное разделение труда практически совсем отсутствовало или было еще мало развито. Натуральное хозяйство являлось одной из характерных черт экономики докапиталистических формаций. В наиболее чистом виде оно существовало при доклассовом строе, хотя в некоторых случаях уже в это время происходил обмен отдельными продуктами. С той же стадии развития, на которой возникают классы, натуральное хозяйство повсеместно переплеталось уже с более или менее значительными элементами товарного производства и обмена, по мере роста общественного разделения труда оказывавшими на него все более усиливающееся модифицирующее влияние. В возникавших городах, а иногда и в сельских местностях складывались очаги уже по преимуществу товарного производства. Однако в одном факте наличия производства на рынок и торговли, даже и сравнительно развитых, еще нельзя видеть доказательства утраты натуральным хозяйством преобладающего положения в экономике. Оно оставалось господствующим и в классовых обществах древнего мира, и в средние века. Большая часть продукции производилась во все еще в основном самодовлеющих хозяйствах: частично в рамках крестьянских хозяйств, частично в рамках хозяйственных образований, складывавшихся на базе и с целью эксплуатации труда крестьян или рабов (царские и храмовые хозяйства стран Древнего Востока, античного рабовладельческого хозяйства, в частности латифундии, феодальная вотчина). Эксплуатация как рабов, так и феодально-зависимых крестьян происходила в этих хозяйствах на основе натурально-хозяйственных отношений, рабочая сила еще не превратилась в товар. Основная масса населения продолжала жить в деревне, совмещая занятие сельским хозяйством с производством потребляемых им простых ремесленных изделий. Хозяйственная жизнь характеризовалась замкнутостью, локальной ограниченностью и разобщенностью, господством традиционализма, крайне медленными темпами развития.

По мере углубления общественного разделения труда натуральное хозяйство все более вытеснялось товарным производством. Однако этот процесс шел не прямолинейно. Так, экономика раннего средневековья в значительно большей степени носила натуральный характер, чем экономика исторически предшествовавших ему развитых античных рабовладельческих обществ, в ходе исторического развития наблюдались отдельные периоды "натурально-хозяйственной реакции" и т. д. Наиболее стойко натуральное хозяйство держалось в обществах, где длительное время сохранялась сельская община, особенно в той ее форме, которая была характерна для некоторых стран Востока (см. в ст. Община).

С достижением той исторической ступени, когда складываются материально-технические предпосылки для широкого развития общественного разделения труда, натуральное хозяйство утрачивает господствующее положение и вытесняется простым товарным, а затем капиталистическим производством. Однако и позднее оно сохраняется в виде пережитка. Так, В. И. Ленин в числе общественно-экономических укладов, существовавших в России еще в первые годы после Октябрьской революции, называл и "...патриархальное, т. е. в значительной степени натуральное, крестьянское хозяйство" (там же, т. 27, с. 303). В экономически отсталых странах Азии, Америки, Африки, где феодальный, а иногда и первобытно-общинный строй (или его элементы) удерживались в 19 и даже в 20 веках, соответственно дольше сохранялось и натуральное хозяйство, уродливым образом сочетаясь в колониях с различными формами эксплуатации местного населения монополистическим капиталом.

Для взглядов многих буржуазных ученых 19 века была характерна тенденция слишком прямолинейно и без необходимых оговорок проводить мысль о господстве натурального хозяйства в древности и в средние века (попытка К. Бюхера подвести все основные явления экономики античного мира под понятие "замкнутого домашнего хозяйства", слишком упрощенное представление сторонников вотчинной теории о феодальной вотчине как самодовлеющем хозяйственным организме, и т. д.). На рубеже 19 и 20 веков эти взгляды подверглись критике. Ссылаясь на факт существования в древности и в средние века уже сравнительно развитых торговли и денежного обращения, часть исследователей стала вообще отрицать правомерность характеристики экономики этих эпох как натурально-хозяйственной в своей основе. Отвергая модернизаторские взгляды тех историков, которые говорят о господстве менового хозяйства в древности и в средние века (Э. Мейер, А. Допш и другие), нельзя, однако, впадать в противоположную крайность недооценки действительного значения обмена в эти исторические эпохи, как делал Бюхер. Товарное производство и обмен стали важным фактором общественной жизни еще на той стадии развития, когда большая часть продукции производилась в рамках в основном самодовлеющих хозяйств. См. в ст. Товарное производство.

Ю. А. Корхов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Маркс К., Капитал, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23-25 (см. Предметные указатели); Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; Поршнев Б. Ф., Феодализм и народные массы, М., 1964 (ч. 1, гл. 3); Бюхер К., Возникновение народного хозяйства, пер. (с нем.), М., 1923; Мейер З., Экономич. развитие древнего мира, (пер. с нем.), 3 изд., М., 1910; Dopsch A., Naturalwirtschaft und Geldwirtschaft in der Weltgeschichte, W., 1930; Kula W., Teoria ekonomiczna ustroju feudalnego. Proba modelu, Warsz., 1962.