Иосифляне (СИЭ, 1965)

ИОСИФЛЯНЕ, осифляне, - представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце 15-16 веков, выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое название получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 года выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, поддержанные Иваном III. Нуждаясь в помощи сильной церковной организации для борьбы с еретическими движениями (см. Ереси) и с феодальной оппозицией, Иван III уступил в этом вопросе; "стяжательские" требования иосифлян были удовлетворены. Взамен Иван III заручился поддержкой со стороны церкви. На соборе 1504 года иосифляне добились осуждения еретиков и расправы над ними. С этого момента иосифляне поддерживали теорию о божественного происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождем Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва - третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Из среды иосифлян вышли многие высшие церковные иерархи 16 века (митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Черный и др.). Близко примыкал к иосифлянам митрополит Макарий. Иосифляне, обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В середине 16 века по инициативе иосифлян были созваны церковные соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. По словам А. М. Курбского, иосифляне приняли активное участие в учреждении опричнины. Во 2-й половине 16 века наступление государственной власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения церк. привилегий привело к утрате значения иосифлян во внутрицерковных и политических делах. Идеологами сильной царской власти в середине 16 века начинают становиться светские писатели (И. С. Пересветов и др.), и к 17 веку иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Литература:

Рыбаков Б., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3-4; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI в., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960.

Понятие: