Далай-лама

ДАЛАЙ-ЛАМА - с 16 века титул тибетских первосвященников (от монгольского далай - море (мудрости) и лама ). Возникновение института Далай-ламы связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной Цзонкаба (1357-1419). Первые далай-ламы (до 3-го Далай-ламы они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391-1474), основавший в 1447 году монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475-1542). Последний был объявлен в конце жизни «перевоплощением» Гэдюн-трупа, одновременно был сформулирован так называемый принцип перевоплощения умершего главы секты Гэлуг-ба в только что родившегося младенца, что обеспечивало преемственность руководства секты, придерживавшейся безбрачия.

Титул Далай-ламы главы секты Гэлуг-ба стали носить начиная с 3-го Далай-ламы Соднам-джамцо (1543-1588), распространявшего буддизм среди монголов и получившего этот титул в 1578 году от монгольского Алтын-хана. Преемником 4-го Далай-ламы. Йонтэн-джамцо (1589-1616), монгола по происхождению, стал знаменитый 5-й Далай-лама Агван-лобсан-джамцо (1617-1682). Он силой установил власть секты Гэлуг-ба над всем Тибетом, став фактически не только его духовным, но и светским правителем. 5-й Далай-лама построил дворец Потала в Лхасе, куда перенес резиденцию Далай-ламы из монастыря Дрэпунг. Стремясь к обоснованию «божественности» происхождения власти Далай-ламы, он объявил себя земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. При 5-м Д Далай-ламе возник институт панчен-лам.

Последующими Далай-ламами были: 6-й Далай-лама Лобсан-цханг-янг-джамцо (1683-1705?), 7-й - Лобсан-Калсан-джамцо (1708-1758), 8-й - Лобсан-джампал-джамцо (1759-1804). 9-й Далай-лама Лобсан-лунгток-джамцо (1805-1815), 10-й - Лобсан-цхюлтим-джамцо (1817-1838), 11-й - Лобсан-кхэтруп-джамцо (1838-1855) и 12-й - Агван-лобсан-принлэ-джамцо (1856-1875) были убиты до достижения совершеннолетия регентами - крупнейшими феодалами, боровшимися за власть. С именем 13-го Далай-ламы Агван-лобсан-тубдэн-джамцо (1876-1933) связана история империалистической экспансии Англии в Тибет. Начав свое правление с борьбы против британских колонизаторов, он изменил затем освободительному движению тибетских патриотов и стал орудием в руках империалистов, добивавшихся отторжения Тибета от Китая. 14-й Далай-лама Лозон-дантзен-джамцо-нгванг (р. 1935) был возведен в сан в то время, когда в Лхасе обострилась борьба господствующей клики феодалов-сепаратистов, подстрекаемых извне, с патриотическими силами тибетского народа. После окончания 2-й мировой войны и начала третьей гражданской революционной войны в Китае реакционное окружение молодого Далай-ламы попыталось использовать обстановку для реализации своих сепаратистских планов. Однако победа народной революции в 1949 году и создание КНР сорвали эти планы. Заключенное в мае 1951 года между Центральным народным правительством и местными тибетскими властями соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета открыло перед тибетским народом путь к новой жизни. Правительство КНР, учитывая обстановку и своеобразное положение в Тибете, пошло на ряд уступок тибетским феодалам. Далай-лама был избран в 1954 году заместителем председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и назначен в 1956 году председателем Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района. Однако в марте 1959 года реакционные элементы из местных тибетских властей и реакционная клика феодалов подняли мятеж и увезли, как полагают, 14-го Далай-ламу за пределы страны. См. также Тибет.

В. А. Богословский, Б. П. Гуревич. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература:

О тибетском вопросе. Пекин, 1959;

Schulemann C., Die Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz., 1958.

Понятие: