Биргиттинский орден

БИРГИТТИНСКИЙ ОРДЕН (орден Святого Спасителя)  Ordo Sancti Salvatoris монашеский орден, основанный святой Биргиттой и утвержденный в 1370 году папой Урбаном V. По уставу Биргитты, монастыри ордена состояли из двух частей — женской и мужской. В женской обители было 60 монахинь. Братство — curia fratrum объединяло 13 пресвитеров, 4 диаконов и 8 братьев-мирян. Во главе обители стояла аббатиса. Руководитель братства — так называемый общий исповедник (confessor omnium) подчинялся ей, но сохранял самостоятельность в духовных вопросах. Особенностью Биргиттинского ордена являлись рассчитанные на недельный цикл службы (так называемое пение сестер — cantus sororum), главной темой которых являлось почитание Девы Марии.

 Первый монастырь ордена был основан в шведском городе Вадстене (освящен в 1384 году). Вскоре после канонизации Биргитты в различных регионах Европы появились биргиттинские монастыри: Парадизо (Флоренция, Италия, 1392), Сайон (Миддлсекс, Англия, 1415), Мариендаль в бухте Пирита близ Ревеля (Эстония, 1407; ныне в черте города Таллина), Нодендаль (Финляндия, около 1440 года). Биргиттинские монастыри появились также в Дании, Норвегии, Германии, Нидерландах, Испании, Польше.

 Устав Биргитты изначально не был рассчитан на орден, состоящий из множества обителей в разных странах Европы. Достаточно быстро внутри ордена возникли разногласия. Попытки разрешить их делались на генеральных капитулах Биргиттинского ордена, которые созывались с 1429 по 1487 годы.

Наибольшее значение Биргиттинский орден имел для Скандинавских стран, особенно Швеции. В Средние века в Вадстенском монастыре была собрана внушительная библиотека. Члены братства переводили богословскую и религиозно-просветительскую литературу, создавали молитвенники, сборники проповедей. Эти произведения оказались важны для развития скандинавской культуры. Члены Биргиттинского ордена, особенно руководство, играли значительную политическую роль, имели контакты с королями и правителями североевропейских стран, делавших, в числе прочего, щедрые дарения в пользу монастырей ордена. Масштабной являлась и экономическая деятельность ряда обителей, которые имели значительные земельные владения, вели собственное хозяйство, активно занимались торговлей.

В эпоху Реформации многие монастыри, включая Вадстенский, были закрыты. Однако в XVII—XVIII веках в ряде стран (Испания, Мексика, Польша, Нидерланды) возникли новые обители — теперь уже либо женские, либо мужские. Большинство монастырей Биргиттинского ордена были закрыты в наполеоновскую эпоху. В настоящее время женские обители сохранились в Англии, Нидерландах, Германии, Испании, Мексике; кроме того, был возрожден монастырь в Вадстене. На роль наследников Биргиттинского ордена претендует и новый Орден Пресвятого Спасителя, основанный в 1911 году монахиней Элисабет Хессельблад. В 1946 году папа Пий XII признал эту конгрегацию «живой ветвью древнего ордена, основанного Святой Биргиттой». Указанный орден осуществляет благотворительную деятельность в Европе, Азии, Латинской Америке.

А. Д. Щеглов.

Российская историческая энциклопедия.  Т. 2. М., 2015, с. 599.

Литература:

Сванидзе А. А. Хозяйство Вадстеновского монастыря в XV в. // Скандинавский сборник. XI. Таллин, 1966. С. 111—123; Щеглов А. Д. Святая Биргитта // Средние века. Вып. 65. М., 1994. С. 324—334; Höjer T. Studier i Vadstena klosters och birgittinordens historia intill mitten af 1400-talet. Uppsala, 1905; Klockars B. I Nådens dal. Klosterfolk och andra c. 1440—1590. Helsingfors, 1979. Brilioth Y. Predikans historia. Lund, 1945. Cnattingius H. Studies in the Order of St.Bridget of Sweden. Uppsala, 1963. См. также литературу к ст. Биргитта.