Честь [в Средневековой Испании]

Структура жилищ имела цель оградить частную жизнь от взглядов посторонних. Но эти посторонние были необходимы в той степени, в какой они подтверждали место каждого в обществе: известность была необходима в общественной жизни. Это была форма контроля, которая гарантировала, что порядок, угодный Богу, сохранится. Итак, взгляды других накладывали определенные обязательства на человека и его семью, их репутация могла одинаково быстро сложиться и разрушиться. 

Честь — это основная добродетель личности, признанная обществом. При этом речь идет не только об уважении, вызванном заслугами, талантом или достоинствами: чести удостаивались правители и высокопоставленные сановники церкви, герои военных кампаний и справедливые судьи. Этот honor мог проявляться в получении важных титулов и привилегий, которые выглядели как внешнее проявление общественного статуса.

Более важной в Средневековой Испании была честь, как духовное достоинство. Нота была неотделима от репутации — fama. «Начало мудрости — это желание иметь хорошую репутацию», — писалось в арабском трактате «Тайна тайн»; a fama, согласно определению, данному королем Альфонсом X Мудрым в XIII веке, — «это состояние человека, который живет правильно, следуя закону и хорошим нравам, не имея в себе никаких пятен». Итак, репутация — это то, что думают о вас люди. В XI веке факт публичного бесчестия эмира Севильи стоил жизни Ибн Аммару.

Нота основывалась, прежде всего, на репутации женщин: с юридической точки зрения, позором для мужчин были измены жен. В реальной жизни честь семьи зависела главным образом от репутации женщин.

Бесчестье или позор настигали бежавших с поля боя, то есть тех, кого оставляли отвага и мужество. Кроме того, они настигали тех, кто занимался унизительным ремеслом, кто продавал свой талант жонглера, игрока, борца с людьми или животными, кто был ростовщиком или грешил против природы.

 Оскорбление, устное или физическое, имело целью обесчестить того, кому оно было адресовано. В Средневековой Испании очень часто оскорбляли друг друга. В конце VIII века архиепископ Эли- панд из Толедо и Беатус из Лиебаны обзывали друг друга «бесстыдниками» и «исчадием Антихриста». В XI веке философ Ибн Хазм Кордовский оценивал своих оппонентов (евреев, христиан и мусульман-еретиков) как глупцов и дураков, подлых, лживых, гнусных, называл их «дикарями», «животными» и «свиньями». В XV веке, когда число «новых христиан» сильно увеличилось, худшим оскорблением было выражение «еврейская проститутка» (puto judio). Либо для того, чтобы приравнять к нечистому животному, либо для того, чтобы осудить отказ или вкушение свинины, христиане, евреи и мусульмане обзывали друг друга «свиньями», «марранами» *, «собаками» и даже «обезьянами».

Оскорбление могло быть и физическим. «Fuero» Куэнки в конце XII века предусматривал различные наказания для тех, кто дергал своего оппонента за волосы или за уши, кто срезал или сбривал ему бороды или волосы; действительно, в средневековой Испании cLecalvatio или бритье головы считалось символом позора. Но «Fuero» сообщает также, что испанцы называли друг друга предателями, прокаженными, развратниками, неистово били друг друга, кусали, провоцировали друг друга, сочиняя песни или поэмы, предназначенные для обесчещения оппонента. В XIII веке можно было дискредитировать оппонента, окунув его головой в грязь, обвинив его в содомии (Jodudinculo), назвав рогоносцем, изменником, еретиком, дураком, ренегатом, проституткой, если это была замужняя женщина, и «флюгером» (tornadizo), если это был обращенный в иную веру. Привычка к оскорблениям, впрочем, не относилась только к взрослым; старинные «Fueros» Валенсии отмечали, что ребенок в возрасте менее семи лет не мог преследоваться за оскорбления, которые он совершил или сказал, а в возрасте до пятнадцати лет — за оскорбления, которые он произнес.

Действительно, понятие чести в Испании было тесно связано с благородным происхождением. И то и другое было понятием духовным, основанном на известности: и то и другое характеризовало человека положительно, если он вел себя сообразно закону и морали. И то и другое представляло собой суждение общества об идеальном человеке.

Примечания

*Марраны — евреи Испании и Португалии, насильственно обращенные в католичество. Происхождение слова неясно. После преследований 1391 года около 100 000 евреев стали марранами, хотя еще большее их число продолжали открыто придерживаться своей веры даже под угрозой изгнания. Некоторые марраны приняли христианство, но многие из них тайно исповедовали иудаизм. Многие марраны достигли высокого положения и нередко вступали в брак с представителями знатных и состоятельных испанских родов. Марраны сильно пострадали от рук инквизиции. Тех, кто был уличен в отступничестве, сжигали на кострах или подвергали жестоким наказаниям. — Примеч. пер.

Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 322-324.

Понятие:

Яндекс.Метрика