Эдо (Масе, 2013)

Эдо (1603-1868). Если множество явлений и форм свидетельствуют о том, что Япония вступила в период Нового времени, то в сложившейся социальной системе главенствующая роль самурайства сохранялась до реставрации Мэйдзи и даже после. Но, что чаще всего подчеркивается исследователями, эпоха Эдо была самым длительным мирным периодом при правлении воинов! Она резко контрастирует как с предыдущими периодами, известными своими непрерывными войнами, так и с современной эпохой, отмеченной китайско-японской (1894—1895) и русско-японской (1904—1905), не говоря уже о 15-летней войне (1931—1945).

Это равновесие возникло довольно быстро. В 1600 году произошло большое и кровавое сражение при Сэкигахаре, в котором друг другу противостояли бывшие вассалы Тоётоми Хидэёси, что позволило Токугава Иэясу установить свое господство. Завершающим этапом был захват замка Осака в 1615 году, когда была окончательно решена судьба наследства Тоётоми: вся его семья и близкие родственники были казнены, его преданные вассалы рассеяны. Последняя важная кампания была проведена в Симабаре, на севере Кюсю, в 1637 и 1638 годах против крестьян-христиан и самураев, нарушивших указ, запрещающий христианство.

 Однако это не означает, что мир был всеобщим и удобным для всех. На юге клан Сацума захватил Рюкю и установил свое покровительство над этим королевством, формально просуществовавший до эпохи Мэйдзи. На севере, клан Мацумаэ постепенно захватил земли народа айну, которые не смогли оправиться после провала крупного восстания на Кунашире в 1789 году. Во внутренней части Японии, даже при том, что ни одно из владений не помышляло о выступлении, крестьянские, а также городские восстания следовали одно за другим

в течение всего периода. Они жестоко подавлялись, даже если власть принимала задним числом некоторые их требования. Но ни одно из них не было опасно для системы в целом.

В историографии эта длительная эпоха подразделяется на четыре периода. Учреждение институтов и ведомств бакуфу, принятие основных законов в первой половине XVII века. Расцвет в эпоху Гэнро-ку, во время правления Цунаёси. Кризисы и реформы. Разрушения последних пятнадцати лет.

Становление государственных институтов

Первый этап этого становления, совершенно очевидно, приходится на 1603 год и ознаменован основанием бакуфу Эдо, что восстанавливало традиции периода Камакура, когда двор располагался в западной части страны, а бакуфу — в восточной. Первое законодательство, определяющее положение воинов, Букэ сёхатто, был издано в 1616 году. Обязательство периодического проживания даймё в столице сёгуната было окончательно определено в 1635 году. Строительство святилища Никко, в котором почитали обожествленного Иэясу, было завершено в 1636 году третьим сёгуном Иэмицу. После периода контроля за торговлей была проведена серия мер, которая привела к «закрытию» Японии: в 1613 году было запрещено христианство; в 1624 году испанцам был запрещен въезд в Японию; в 1635 году японцам запретили покидать пределы Японии или возвращаться в страну, если они из нее выехали. В 1639 году голландцы обосновались в Дэд- зима. Отныне это были единственные иностранцы, которым было позволено пребывание в Японии вместе с китайцами, проживавшими в порту Нагасаки, и корейцами — в Цусиме.

Расцвет

Цунаёси (1680—1709) определил вассальную систему бакуфу согласно конфуцианским установлениям и поставил внука Хаяси Радзан (1583—1657), лектора Иэясу, во главе школы Юсима сэйдо. Его деятельность так и не была до конца оценена по достоинству. Уважая буддистские законы, в 1685 году Цунаёси издал указ о сострадании к живым существам, Сёруи аварэми-но рэй, и приказал строить убежища для брошенных животных. Это явилось основой для злобы и насмешек, а также прозвища Ину-кубо, собачий сёгун (буквально — «Его собачья светлость»). Но при его правлении в Японии наступила эпоха благополучия, которая проявилась в расцвете городской культуры. Для всех последующих поколений эпоха Гэнроку (1688—1704) представлялась золотым веком. При выходе из финансового кризиса Гэнроку, Араи Хакусэки, советник Иэнобу (1709—1712) попытался применить конфуцианские установления на практике, что не помогло ему восстановить финансовую систему. Максимально ограничив торговлю с зарубежными странами, Ёсимунэ смягчил контроль над ввозом иностранных книг, за исключением, разумеется, христианских религиозных сочинений. В стране появились западные научные трактаты, переведенные на китайский язык.

Кризисы и реформы

Ёсимунэ, правивший с 1716 по 1745 год, осуществил ряд преобразований для восстановления бакуфу, известных под названием реформ годов Кёхо (1716—1736). Чтобы восстановить финансы и ликвидировать долги самурайства, он издал закон против роскоши и чрезмерных расходов. С другой стороны, он решил прислушаться к народу, установив мэясу бако, ящики, предназначенные для сбора жалоб от населения, размещенные в 1721 году перед входом в судебное ведомство. Наряду с этими мерами, проводимыми согласно конфуцианским установлениям о правильном правлении, Ёсимунэ приступил к девальвации денег, способствовал распашке заброшенных земель. Перед лицом голода 1732 года правительство было вынуждено отменить долги своих прямых вассалов, стоявших под их знаменами (хатамото).

Вторая часть этого периода отмечена деятельностью двух личностей: Танума Окицугу (1719—1788) и Мацудайра Саданобу (1758—1829). Первый увеличил выпуск денег, что обернулось инфляцией, которую он не смог взять под контроль. С помощью политики свободного экспорта в Китай, разработки полезных ископаемых и контроля над корпорациями он старался улучшить финансы бакуфу. Но ему пришлось противостоять серии стихийных бедствий, таких как голод эпохи Тэммэй (1781—1789), который уничтожил его усилия. Долгое время вспоминали только его карьеризм, кумовство, черты характера никак не соответствующие благородному мужу. Ему не забыли неудачные реформы, а также низкое происхождение.

Мацудайра Саданобу казался его полной противоположностью. Внук сёгуна, строгий конфуцианец, последовательный аграрий. Реформы, которые он проводил в эпоху Кансэй (1789—1800), должны были стимулировать развитие земледелия, для чего он намеревался отправить на работы в поле часть городского населения. Озабоченный благом народа, он основал убежища для малообеспеченных, на-поминающие национальные мастерские Второй Республики во Франции. Сторонник твердой морали, знаменитым указом 1790 года Кансэй игаку-но кин / Запреты школ иной веры эпохи Кансэй он запретил непристойную литературу и то, что считал отклонениями от идей Чжу Си.

Правление одиннадцатого сёгуна Иэнари (1787—1837) было относительно благополучным благодаря росту торговли. Однако плохие урожаи 1832 и 1838 годов снова поставили под сомнение устойчивость режима, что вызвало реформы Тэмпо (1830-1848). Мицуно Тадакуни (1794-1851) призвал вернуться к истинным обычаям, продолжил преследовать авторов непристойной литературы и, как и его предшественники, намеревался развивать земледелие. Его реформы по регулированию торговли, управлению долгами бакуфу и его вассалов не позволили ему выйти из кризиса.

Падение сёгуната

С конца XVIII века западные корабли все чаще и чаще начали появляться вблизи берегов Японии. В 1824 году был отдан приказ топить все суда, приближавшиеся к берегам страны. Хотя желание сопротивляться пришельцам было очевидно, но наиболее сознательные руководители убедились, что для сдерживания наступления Запада необходимо реформирование Японии. Опиумная война (1840—1842) стала для Японии серьезным испытанием. Мало было иметь правильные законы внутри страны, необходимы были пушки. Бакуфу пыталось вооружаться, но лишь окраинные земли преуспели в своих преобразованиях.

В 1853 году коммодор Перри вошел в залив Эдо. От имени президента Соединенных Штатов Америки он потребовал открыть Японию. События набирали обороты. Сторонники жесткого сопротивления выиграли сражение против бакуфу, который принял решение об открытии страны. Но, придя к власти, они начали в Японии ускоренную перестройку на западноевропейский манер под знаменем национализма, в результате которой Японии не пришлось бы ни в чем завидовать англичанам или французам.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 41-47.

Понятие: